«Выиграть суд у чиновника практически невозможно». Это заблуждение
Четыре российских предпринимателя из пяти считают суд самым подходящим местом для защиты от конкурентов, контрагентов и чиновников. Однако свои шансы одолеть в суде государственную машину наши бизнесмены оценивают не слишком высоко. По данным апрельского исследования ВЦИОМ, в возможность победы над чиновником верит лишь треть предпринимателей (для сравнения: выиграть суд у конкурента или контрагента считают возможным 80% опрошенных).
Виктор Диденко из Краснодара доказал, что не так страшен черт, как его малюют. Он выиграл спор у городской администрации и не собирается останавливаться на достигнутом.
В начале 1990-х по постановлению поселковой администрации Диденко получил в бессрочное пользование с правом выкупа 2 га земли в пригороде. Пытался заниматься там пчеловодством, потом перебрался в город и открыл типографию. Земельный надел пришел в запустение. В 2005 году фирма Диденко «Краснодаринформсервис» решила построить на заброшенной земле новый печатный цех. Но тут выяснилось, что на участке уже кто-то осел: местные власти передали землю городу, ее нарезали на мелкие наделы и распродали под индивидуальное жилое строительство.
Предприниматель решил судиться. Подходящего защитника, фирму «Фабер Лекс», нашел только с третьей попытки. «Обратился в одну фирму, они говорят: не получится. В другую — дорого, — рассказывает Диденко. — А тут ребята молодые, амбициозные, пообещали не драть с меня семь шкур».
Суд первой инстанции признал правоту Диденко. Тот сразу же обнес спорную землю забором и выставил охрану. «Взбунтовавшимся огородникам мы объяснили, что если они нам помогут, то мы от освоенной ими части земли откажемся. Если же мы не договоримся, то они могут потерять все», — говорит замдиректора «Фабер Лекс» Сергей Горбатенко. Так «Краснодаринформсервис» получил народную поддержку: владельцы участков стали забрасывать администрацию гневными письмами и подавать иски в арбитраж. Город был вынужден пойти на мировую. Гектар земли, уже освоенный новыми собственниками, было решено оставить за ними. Диденко получил участок по соседству размером 1,5 га (полезная площадь первоначального надела была всего 1,2 га).
Какие уроки можно извлечь из этой истории? Во-первых, стоит иметь на примете хорошего адвоката. Когда проблема уже возникла, на поиск защитника может уйти слишком много времени. «Нельзя надеяться на «адвоката для заноса». Он должен быть человеком, готовым бороться», — уверена Яна Яковлева, совладелец химической компании «Софэкс», отсидевшая в следственном изоляторе и выигравшая дело у ФСКН. Недавно она возглавила некоммерческое партнерство «Бизнес Солидарность», цель которого — объединить предпринимателей, нуждающихся в защите. Во-вторых, в спорах с властями важна общественная поддержка: лишний шум чиновнику ни к чему.
Наконец, проблемы лучше не запускать. «За своей собственностью надо следить, а небольшому предприятию тем более», — говорит президент юридической фирмы Digesta Владислав Квашнин. Один из вариантов — подписаться на абонентское обслуживание в одной из юридических фирм, работающих с малым бизнесом. За 4 часа консультаций и составление двух договоров в месяц придется заплатить 10 000–15 000 рублей. Для сравнения: защита интересов в одной инстанции арбитражного суда обходится в 35 000–40 000 рублей (чем сложнее спор, тем дороже), в случае победы адвокату выплачивают 5–7% от суммы иска.
Диденко, кстати, вошел во вкус. Тяжбу с чиновниками затевает еще одна его фирма, «Юг турист», которая размещает курортников на арендуемой у Росимущества базе отдыха в бухте Инал на Черном море. Власти без тендера отдали управление туристическим сектором бухты фирме, которой руководит влиятельный местный депутат. Диденко уже пожаловался на незаконные поборы и нарушение закона о конкуренции в местное управление антимонопольной службы.