К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Смерть миллионерши


Почему создатели популярного мультперсонажа не смогли превратить его в источник постоянного дохода

Еще пять лет назад мультяшная девица Масяня, придуманная петербуржцем Олегом Куваевым буквально за один вечер, приносила его студии «Мульт.ру» минимум $100 000 в месяц. Сейчас Куваев и гендиректор «Мульт.ру» Наталья Крузе зарабатывают на Масяне не более $100 000 в год на двоих. В 2006 году они разошлись, поделив авторские права. Куваев забрал образ и торговую марку «Масяня», а также домен Mult.ru. Студии остались сделанные к тому моменту серии «Масяни» — всего 99 мультфильмов и торговая марка «Мульт.ру».

«Ну хреновый из меня бизнесмен», — критикует сам себя Куваев. Крузе о расставании не сожалеет и вспоминает, что чем дальше, тем сложнее с Олегом было работать. Однако была ли ссора партнеров и раздел имущества причиной краха изначально очень успешного проекта?

Масяня появилась на свет в 2001 году. Олег Куваев в то время работал в компании, выпускающей онлайн-игры, и делал мультфильмы «для души». Нарисованные им истории за пару месяцев без какой-либо рекламы стали одним из самых популярных мультсериалов в российском интернете. Ободренный успехом, Куваев вместе с коллегой по игровой фирме Натальей Крузе создал студию флэш-анимации «Мульт.ру». В инвесторы они позвали владельца продюсерского центра «Лаборатория звука» Виктора Пастушенко. Партнеры решили, что за счет сериала про Масяню можно будет раскрутить саму студию. Куваев взял на себя все творческие вопросы, Крузе — поиск заказчиков на мультипликационную рекламу.

 

К 2003 году сайт Mult.ru принимал до 20 000 посетителей в день, а одноименная студия едва справлялась с рекламными заказами. Более того, сама Масяня стала приносить приличный доход — новые выпуски сериала покупало НТВ для показа в программе «Намедни», а в магазинах и киосках появилось множество товаров с изображением главной героини (футболки, игрушки, комиксы, мороженое, печенье и даже бумажные салфетки). Мерчандайзингом Масяни занимался предприниматель Григорий Зорин, уговоривший Куваева доверить ему все права на персонаж.

Спустя некоторое время создатели «Мульт.ру» обнаружили, что Зорин скрывает от них часть прибыли от продажи прав на использование образа и логотипа «Масяня». По словам Натальи Крузе, студии доставалось около трети дохода от мерчандайзинга. «Григорий Зорин собрал все сливки, — утверждает она. — Когда в 2005 году с помощью суда марку вернули Куваеву, из «Масяни» было выжато все что можно». Сам Зорин считает, что виной всему был «обоюдный эгоизм». Но для марки «Масяня» смертельным оказалось не то, кто ее продавал, а как она продавалась.

 

При заключении договоров Зорин, как правило, устраивал негласные тендеры среди компаний из одной отрасли — например, среди производителей мороженого, или кукол, или футболок. Желающие связывались с ним и выдвигали свои условия, причем о существовании конкурентов их не извещали. Кто предлагал наибольший первоначальный платеж и размер роялти — тому и доставалось эксклюзивное право использовать марку. Остальным, по словам Натальи Крузе, Зорин отказывал «не в самой вежливой форме». Классический же мерчандайзинг художественных персонажей подразумевает фиксированный платеж и роялти (в зависимости от вида товара) и продажу прав нескольким претендентам.

По возвращении Масяни в «Мульт.ру» оказалось, что ее репутация сильно испорчена. «Как только производители слышали слово «Масяня» — тут же воротили нос», — рассказывает Крузе.

Спор из-за марки нарушил нормальный ритм работы студии и в конце концов привел к конфликту партнеров и разделу активов.

 

Сейчас права на Масяню предлагаются как положено, но цена, которую просят владельцы прав, мало кого устраивает. Представляющей интересы Куваева компании «Мультиков.нет» удалось продать лицензию на использование образа Масяни лишь фирме Alawar, разрабатывающей компьютерные игры. Пока вышло две игры, по контракту за пять лет их число должно вырасти до 15. В лучшем случае этот проект будет приносить Куваеву несколько десятков тысяч долларов в год.

Те производители, что пользовались маркой ранее, не стали продлевать контракты после их завершения. «Когда мы начинали работать с Масяней, она была на слуху, а потом все «сдулось», — говорит Виктор Лутовинов, президент компании «Альтервест», производящей мороженое. — Мультик исчез с телевидения, проект в целом перестал развиваться. После этого пользоваться маркой не было смысла».

Как считает гендиректор «Мультиков.нет» Павел Мунтян, для марки «Масяня» крайне не хватает новых мультфильмов. За два года, прошедших после распада «Мульт.ру», Куваев нарисовал всего 13 новых серий про Масяню. Делать больше он просто-напросто не хочет: «Я больше ценю собственное удовольствие, чем обилие денег». Между тем смешную вздорную девицу постепенно забывают — сайт Mult.ru теперь посещают максимум 6000 человек в день. Продажа «Мульт.ру» прав на показ старых серий «Масяни» региональным телестанциям никак не позволяет восстановить былую популярность персонажа.

«Если бы Масяня была нашей идеей, мы пошли бы по иному пути: сначала сериал в интернете, затем продажа телеканалам, полнометражный фильм и мерчандайзинг», — говорит Наталья Овчинникова, гендиректор студии анимации «Антимульт МСК». Свою компанию она создала в 2003 году в Тольятти. Как и у студии Куваева, у «Антимульт» был флагманский персонаж и была сделана ставка на производство рекламных роликов. Главной героиней мультфильмов «Антипиар», которые бесплатно выкладывались в интернете, была дама по имени Фина, срисованная с самой Овчинниковой. Когда «Антимульт» перебрался в Москву, на смену Фине пришли другие персонажи мультфильмов. Сейчас студия делает два мультсериала для «Муз-ТВ» — «Иго-го» и «Кризис-шмизис», и договаривается о производстве сериалов для СТС и ТНТ. Овчинникова рассчитывает в этом году заработать на контрактах с телеканалами не менее $4 млн.

А как обстоят дела у создателей Масяни? Студия «Мульт.ру», по признанию самой Натальи Крузе, работает «в ноль». Компания живет редкими заказами на рекламные ролики и созданием коротких мультиков для мобильных телефонов. У Олега Куваева дела идут не намного лучше — в среднем он получает два заказа на рекламные мультфильмы в месяц.

 

Недавно Куваев предложил бывшему партнеру посредничество в продаже мультиков с Масяней израильским телеканалам (он теперь живет и работает в Израиле). «Неужели мы не сможем договориться? Даже арабы с евреями договариваются», — написал он Наталье Крузе. В ответе Куваев прочитал: «Очевидно, я не араб».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+