Конкуренция
Импорт в Россию из КНР в прошлом году вырос на 80%. Конкурировать с китайцами невозможно? Геннадий Важничин так не думает: он умудряется делать бытовую технику под маркой EVGO в Хабаровске и продавать ее по всей России, минуя крупные розничные сети.
У Важничина не просто отверточная сборка (ею предприниматель занимался в 1990-х годах). В 2002 году он вложил $15 млн, полученных в Сбербанке, в строительство заводика на окраине Хабаровска: 300 рабочих делали из пластика и металла корпуса бытовых приборов и вставляли в них электронную «начинку», привезенную, конечно же, из Китая. Получалось дешево — в рознице стиральная машина продается за 1500–5000 рублей.
Поначалу предприниматель снабжал техникой родной Хабаровск, конкурентам из Китая не очень интересный: население там маленькое, доходы невысокие. «Мы продали в 350-тысячном городе 1 млн изделий. У некоторых в домах полный «фарш»: и телевизор, и стиральная машина, и холодильник — все от EVGO», — не скрывает гордости Важничин. За шесть лет он снабдил своими приборами не только Хабаровск, но и весь Дальний Восток. В 2005 году оборот EVGO составил $30 млн. Маржа достигала 40% — издержки на логистику минимальны.
Точнее, были минимальны: на Дальнем Востоке Важничину больше расти некуда. «Все рынки находятся на расстоянии 6000 км от нашего завода», — обрисовывает предприниматель свою главную проблему. Если гора не идет к Магомету, Магомету самому приходится идти к горе. Важничин открыл четыре офиса прямых продаж в Москве, Белгороде, Самаре и Краснодаре. От обреченной на провал конкуренции с Samsung, LG или Bosch бизнесмен сразу отказался. Конек Важничина — дешевые бытовые приборы для села. Например, стиральные машины EVGO работают без подключения к водопроводу (воду в них надо заливать самостоятельно), а у телевизоров есть автоматические трансформаторы, предохраняющие от резких скачков напряжения.
Крупные производители, как и китайцы, конкурировать с Важничиным за сельского покупателя в европейской России не очень стремятся. На полуавтоматы, по данным GfK, приходится всего 2% от общих продаж стиральных машин в России. Машинки EVGO продаются через магазины, торгующие не техникой, а хозтоварами.
Недавно Важничин, последние годы живущий в Москве, открыл для себя новый рынок сбыта — дачников. Оказалось, что машинки для села отлично продаются и в столице. Теперь он ищет компаньона для строительства завода, аналогичного хабаровскому, но по эту сторону Урала.