К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Возвышение блудного сына


Выходец из бедной эмигрантской семьи, Микки Джагтиани не имел никаких шансов разбогатеть. Однако он по крупицам создал сеть магазинов, которая сделала его миллиардером

Мукеш (Микки) Джагтиани хорошо помнит последние слова, которые произнес его умирающий отец: «Я не знаю, как Микки прокормит себя, будучи индийцем без образования. На что он будет жить?»

У отца были причины для беспокойства. Иммигрант из Индии, вывезший семью в Кувейт, он едва наскреб денег, чтобы отправить 17-летнего Микки учиться в бухгалтерский колледж в Лондон. Но сын провалил несколько экзаменов и в конце концов бросил учебу. Он много пил. А чтобы продержаться на плаву, подрабатывал уборщиком в отеле и таксистом. Но вскоре этого заработка стало не хватать, и в 1972 году Микки вернулся в семью. Там его ждали мрачные новости. У его брата Манеша обнаружили лейкемию, и он умер несколько месяцев спустя. Больной диабетом отец ненадолго пережил его, а годом позже рак свел в могилу мать. В 21 год Микки Джагтиани остался без семьи и без каких-либо планов на будущее.

Первым делом Джагтиани подумал о возвращении в Индию, где провел детство. Там он мог бы работать в благотворительной организации, помогать беднякам. Но в то же время он чувствовал себя обязанным продолжить дело умершего брата: незадолго до смерти тот арендовал место для торговли в Бахрейне. На $6000 (все, что досталось ему в наследство от семьи) Микки накупил детских товаров для продажи иммигрантам из Индии и Пакистана, которые приезжали в страны Персидского залива, рассчитывая на заработки в здешних нефтяных компаниях.

 

Сегодня основные клиенты Джагтиани — представители среднего класса. За прошедшее время он построил одну из крупнейших на Ближнем Востоке торговых империй. Принадлежащая ему Landmark Group со штаб-квартирой в Дубае продает товары 10 марок (обувь, детскую и взрослую одежду, мебель) в 650 магазинах в 10 странах. Оборот в 2007 году — $1,5 млрд. Финансовые результаты впечатляют: в прошлом году чистая прибыль составила $211 млн, то есть маржа находится на уровне 14% при среднем по сектору значении 4,6%. У ближайшего конкурента Inditex, принадлежащего испанскому миллиардеру Амансио Ортеге, маржа меньше, 12,2%. Forbes оценил богатство Джагтиани, которому принадлежит чуть менее 100% Landmark Group, в $2,5 млрд.

Джагтиани скромен. «Вы приехали, чтобы встретиться со мной?» — спрашивает он журналиста. Свой успех он приписывает тому, что «оказался в нужное время в нужном месте». Отчасти это действительно так. Landmark Group «снимает» 85 центов с каждого доллара, потраченного покупателями из ОАЭ, Бахрейна, Кувейта, Саудовской Аравии, Омана и Катара, а экономика в этих странах растет в среднем на 7,9% в последние пять лет. Индийская диаспора в регионе также увеличивается: с 258 000 в 1975 году до почти 5 млн человек сегодня. В Дубае индийцы составляют 42% населения, а вместе с пакистанцами, ланкийцами и филиппинцами — почти 70%.

 

Джагтиани хорошо знает своего покупателя. Его родители переехали из Бомбея в Кувейт в 1950-е годы, когда миллионы индийцев потянулись в страны Персидского залива, где начинался нефтяной бум. Оба стали работать продавцами в универмаге. Джагтиани родился в Кувейте, но его родители скептически относились к местной системе образования и послали трехлетнего Микки вместе со старшим братом в Бомбей к сестре отца (всего в Индии у них было 19 дядей и теть). В 12 лет Джагтиани отправили в Brummana High School, одну из самых известных школ-интернатов Ливана. «Индийцам трудно пробиться наверх, если у них нет образования», — объясняет Джагтиани.

Но он не любил школу, не любил быть вдали от дома и долго держался в тени более волевого брата. «Было трудно. Иногда очень одиноко», — вспоминает он. Джагтиани окончил школу в 1969 году и был послан в Лондон, чтобы продолжить образование. Но вскоре, как мы уже рассказывали, он бросил учебу и оказался практически без средств к существованию. В день он выкуривал по четыре пачки сигарет и выпивал бутылку виски.

Вернувшись на Ближний Восток и лишившись семьи, Джагтиани не был уверен, что ему, без образования и опыта, стоит браться за торговый бизнес брата (к тому же недавно стартовавший). Но он все-таки заполнил магазин детскими товарами и дал ему название Babyshop. Он смог нанять только одного помощника и делал практически всю работу сам: перевозил грузы из порта, следил за наличием товара, мыл полы. И наблюдал за посетителями в поисках простых идей. Он поставил в магазине скамейку, на которой мужья могли отдыхать, пока их жены совершали покупки. Продажа всех видов детских товаров — от подгузников до колясок — в одном магазине уже сама по себе была в новинку. «Торговля — это не ракетостроение. Я всегда был сторонником простого подхода», — говорит Джагтиани.

 

Открыв второй магазин, Микки решил обзавестись семьей. В 1980 году он женился на Ренуке, которая переехала из Бомбея в Бахрейн. «Она очень умная девушка, была одной из самых способных учениц в классе. А я ведь провалил все экзамены», — говорит Джагтиани. Вскоре в семье появились две девочки и мальчик, проводившие много времени в магазинах родителей.

Двенадцать лет спустя империя Джагтиани представляла собой уже шесть магазинов с 400 сотрудниками. Тогда-то Микки и принял решение переехать в Дубай и перенести туда штаб-квартиру компании. Это было весьма своевременно. Шейх Мактум бин Рашид аль-Мактум, в то время эмир Дубая, пытался сделать из эмирата свободный от налогов рай для покупателей. В эмират устремились фешенебельные сети: Wafi City открылся в 1991 году, BurJuman — годом позже. Джагтиани остался верен среднему классу и иммигрантам из Индии, число которых в ОАЭ выросло с 400 000 в 1991 году до 950 000 человек десять лет спустя. Микки открыл новые магазины Babyshop, а также несколько других магазинов, включая обувной дискаунтер Shoe Mart, мебельный Home Centre, скопированный с IKEA, но предлагавший уже собранную дешевую мебель. Его жена придумала и запустила сеть магазинов доступной модной одежды Splash. На сегодняшний день все эти марки, кроме Splash, являются лидерами в своих рыночных сегментах.

Джагтиани не забыл, с чего начинал, и поэтому старается сокращать издержки везде, где это возможно. Сам он признается, что не в ладах с цифрами, поэтому на него работают около 200 финансистов, которые отслеживают все данные — от цен на сырье (Landmark проектирует и производит все свои товары сама) до времени нахождения товара на полке. Если товар не продается за 30–45 дней, он выводится из ассортимента. «Первое, что я сказал себе: я должен быть сильным в той области, где я слаб», — говорит Джагтиани.

В магазинах четко следуют указаниям из головного офиса, который проводит исследования поведения и предпочтений покупателей на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Так что Джагтиани постоянно что-то переделывает в своих магазинах. С ростом благосостояния покупателей он вложился в расширение ассортимента и более дорогие отделочные материалы. Для увеличения продаж был внедрен план «Общая точка», согласно которому магазины разной направленности располагались в одном торговом центре. Сами торговые центры стали более приятными для посетителей: дети могли порезвиться на площадке, для кормящих матерей оборудованы специальные комнаты, для всей семьи есть выбор ресторанов. В торговых центрах, где Landmark была главным арендатором, компания открыла рестораны под марками La Gaufrette и Bazerkan, а также игровые площадки Fun City с горками и бассейнами.

Джагтиани не любит роскоши. У него один автомобиль (Mercedes цвета шампань), семья живет в небогатом доме в Дубае. Как культурный индиец он интересуется буддизмом, его самый большой порок на сегодняшний день, как он сам говорит, это пристрастие к ночному просмотру духоподъемных фильмов. Среди самых любимых — «Бен-Гур» и «Ганди», истории о жертвенности как наивысшем героизме.

 

Но когда дело доходит до расширения империи, Джагтиани с радостью раскошеливается. Его жена руководит компанией Landmark International, которая отвечает за развитие бизнеса. Она приобрела франшизу на такие международные марки, как британские New Look, Reiss и Aftershock (женская одежда) и турецкая Koton (модная одежда). В октябре прошлого года Джагтиани объединил усилия с торговым магнатом из Исландии Йоном Асгиром Йоханнессоном для приобретения известнейшей американской марки Saks. Они собрали по небольшому пакету акций каждый и представили совместное предложение о покупке всей компании в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Комментировать сделку, которая, похоже, провалилась, Джагтиани отказывается. Вместе с Йоханнессоном он инвестировал также в британскую сеть универмагов Debenhams (в настоящее время Джагтиани принадлежит 9% компании). В этом году Landmark планирует провести размещение акций на бирже Тадавул в Саудовской Аравии, чтобы выручить средства для других подобных вложений.

С недавнего времени Джагтиани стал также проявлять интерес к своей исторической родине. Дело, конечно, не только в ностальгии. К 2010 году объем продаж организованной торговли в Индии (за исключением мелких магазинов и лавочек) должен вырасти до $22 млрд с $8 млрд в 2007 году. Landmark открыла первый универмаг в Ченнае в 1999-м, а годом позже открылись отделения в Бангалоре и Хайдарабаде. Старшая дочь Джагтиани, выпускница Джорджтаунского университета в Вашингтоне, работает в мебельном магазине Home Store в Бангалоре. Вторая дочь — в магазине Splash в Дубае, а сын пока учится, тоже в Джорджтаунском университете.

В настоящее время в Индии открыто более 60 магазинов принадлежащих Landmark марок. В феврале компания объявила о намерении вложить $500 млн в развитие своего бизнеса в этой стране в течение ближайших двух лет. У Джагтиани есть и личные цели на исторической родине. Он говорит, что дает деньги детским домам в трущобах и останавливается там во время деловых поездок. «Я только хочу проявить немного уважения к этим людям, — говорит он. — Нет преступления в том, чтобы быть бедным».

И богатым тоже. Если бы только отец мог увидеть его теперь. «Я думаю, он был бы рад. По крайней мере, он увидел бы, что сегодня я могу прокормить себя», — говорит Джагтиани, улыбаясь.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+