Сенсорные экраны
Нам в детстве говорили: не показывай пальцем. Детство прошло, а желание осталось. Это же так удобно — просто ткнуть пальцем, а не объяснять «мне вон то, красное, на третьей полке».
В 1946 году в США запустили первый в мире компьютер ENIAC — на 18 000 радиоламп. Общаться с ним было очень трудно: программы в эту ЭВМ вводили с помощью шести тысяч переключателей. Каждая такая процедура занимала около двух дней.
Постепенно общаться с ЭВМ стало проще. А появление мыши в 1970-х сделало компьютер гораздо более дружественным. Двигать по столу пластиковую коробочку, чтобы на экране перемещалась стрелочка, — это, конечно, здорово. Но еще проще ткнуть пальцем прямо в экран.
В последние годы такую возможность предоставляет нам все больше устройств. Чувствительные к прикосновению сенсорные экраны дешевеют, вычислительные мощности электроники растут. Сегодня никого не удивишь банкоматом, видеокамерой или музыкальным плеером с сенсорным экраном. Год назад массовая техника стала понимать нажатие нескольких пальцев сразу. У знаменитого iPhone компании Apple тут же появились аналоги. Для уже выпущенных на рынок коммуникаторов возникли программы, помогающие симулировать модный интерфейс и обходиться без стилуса.
Сенсорный интерфейс постепенно проникает и в более крупную технику. Выпущенный Apple в январе новый ноутбук MacBook Air рассчитан на те же манипуляции пальцами, что и iPhone. Правда, не на экране, а на встроенном в клавиатуру тачпаде, который в нынешних ноутбуках обычно заменяет мышь. Но все впереди. Говорят, что в середине года Apple выпустит ноутбук с сенсорным экраном, на котором показывать фокус с увеличением и поворотом фотографий можно будет точно так же, как в iPhone.
Еще больший размер? Microsoft вот-вот выпустит устройство под названием Surface — стол с крышкой в виде сенсорного экрана с диагональю 76 см. Значительная площадь позволит нескольким людям управляться с десятками объектов сразу. Например, отправлять картинки или мелодии с одного телефона на другой (беспроводные технологии позволяют продемонстрировать на поверхности стола содержимое памяти лежащего на нем гаджета). Купить себе домой Microsoft Surface ценой более $5000 решится не каждый. Но в дорогих ресторанах возможность узнать состав понравившегося коктейля (специальная метка на дне стакана должна обеспечить «узнавание») может порадовать некоторых посетителей. А в магазинах такой столик не даст продавцам запутаться в многообразии техники: положил на Microsoft Surface несколько гаджетов — и рядом с каждым появится список его характеристик.
Жесты, управляющие первыми сенсорными экранами, были очень естественны: достаточно было просто ткнуть пальцем в нужный пункт меню. В гаджетах, подобных iPhone, все уже чуть сложнее. Как и прежде, «тычком» можно выбрать объект, например иконку на экране. По мановению пальца можно передвинуть его. Можно перейти от одной картинки к другой, как бы «прокручивая» поверхность, на которой они «наклеены». Двумя пальцами можно изменять масштаб картинки (будто бы сделанной из эластичной резины) или поворачивать ее.
Постепенно возможности манипуляций становятся богаче. Говорят, будущие смартфоны Nokia смогут понимать круговое движение пальца по часовой стрелке (прокрутка вниз) и против (прокрутка вверх). А также нарисованные на экране «X» (удаление выбранного) и «галочку» (подтверждение выбора).
Дальше — больше. Судя по некоторым патентам, Apple готовит новую, расширенную систему жестов, позволяющую вырезать из текста выделенный фрагмент (сведение трех пальцев «щепотью», как бы выщипывая нужный кусок) и вставить его в другое место (обратное расходящееся движение). Будут также жесты для открытия и сохранения файла, отмены и повторения сделанной операции и т. п. Кроме того, Apple разрабатывает систему, которая даст пользователю возможность вводить собственные управляющие движения для своего гаджета.
Если на следующих моделях iPhone будет так же мало кнопок, как на нынешней, пользователям придется запоминать все эти магические пассы. Но не все производители «ручных» устройств требуют от потребителя такой готовности отречься от прошлого, как Apple. К примеру, владелец вышедшего в 2007 году коммуникатора HTC Touch, вволю размяв пальцы, может воспользоваться спрятанным в корпус стилусом. Оснащены стилусом в расчете на возможный консерватизм пользователей и будущие «пальцевые» модели Nokia.
А смартфон Xperia X1, который Sony Ericsson надеется сделать хитом середины 2008 года, кроме возможности вволю погонять иконки по экрану предоставляет владельцу клавиатуру. Скользящий механизм немного скруглен, поэтому она оказывается под углом к экрану, как в ноутбуке. Открыл почтовую программу или редактор текстов с помощью пассов пальцами — а потом выдвинул клавиши, и печатай.
Осторожность производителей неудивительна. Чем больше появляется разных жестов для управления гаджетами, тем менее очевидны многие из них. Естественность «тычка» пальцем утрачивается. Наверное, человеку, знающему английское слово Find, проще для поиска нажать на клавиатуре Ctrl+F, чем запомнить движение четырьмя пальцами вниз-влево (именно такая комбинация предлагается для этой операции в одной из перспективных разработок).
Есть у пальцев и еще один большой недостаток. Для выполнения некоторых операций хочется более тонкого и точного инструмента. Запустить программу, отсортировать объекты можно и руками. А вот переставлять куски текста или рисовать картинку «вручную» неудобно — здесь нужны инструменты помельче. В iPhone предусмотрен ввод текста с помощью экранной клавиатуры и пальцев. Не всем это кажется удобным. Россиянам особенно непросто: в кириллице больше букв, значит, при том же размере экрана каждая оказывается мельче.
Инженеры обещают, что в будущем для ввода текста клавиатура вообще не понадобится. И многие команды техника поймет без пальцев. Говорят, электронные устройства станут гораздо лучше понимать речь.
Но такое будущее настораживает. Представьте себе городское кафе в обеденный перерыв: клерки, рассевшись по углам, вполголоса разговаривают со своими компьютерами… Пусть уж лучше показывают пальцами.