К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Раздача карт


Россия — самая большая страна на Земле. В 2007 году производители «начинки» для систем GPS получили шанс на этом заработать

Попробуйте угадать, какой сегмент российского потребительского рынка в 2007 году стал чемпионом по темпам роста выручки. Услуги связи? Продажа подсолнечного масла? «В 2007 году в три раза вырос рынок GPS-навигации, — отвечает директор по развитию московской компании «Навиком» Сергей Плотницкий. — И в 2008 году будет такой же трехкратный рост». «Навиком» — крупнейший продавец GPS-навигаторов в России; Плотницкий знает, о чем говорит.

GPS-навигатор — это прибор, с помощью спутников американской системы глобального позиционирования (Global Positioning System, GPS) точно определяющий ваши координаты; электронная карта, показывающая, что за местность расположена в этих координатах; навигационная программа, по этой карте прокладывающая оптимальный для вас маршрут из пункта A в пункт Б и дающая голосовые подсказки по ходу следования. По данным аналитической компании Canalys, уже 37 млн автомобилей в мире оснащены этими полезными устройствами — а к 2011 году это число удвоится.

В России до 2007 года точной GPS-навигации официально не существовало. Нормы, сформулированные еще в советские времена, запрещали определять свои координаты на местности. GPS-навигатор перед продажей следовало «загрубить»: разрегулированный таким образом прибор лишь указывал, что человек находится где-то в пределах круга с диаметром в 100 м. «Как следствие, машина, следующая по дороге, на экране прибора могла ехать по кустам и канавам», — приводит пример гендиректор «Навикома» Илья Гуреев. Конечно, мелкие торговцы на радиорынках не всегда были законопослушны, так что в Москве можно было купить и не подпорченную технику. Но все же ограничения не позволяли российскому рынку GPS полноценно развиваться.

 

С января этого года ограничения на GPS в России были сняты. И уже в 2007 году будет продано (по предварительным данным) до 140 000 портативных навигаторов плюс столько же карманных компьютеров, смартфонов и коммуникаторов с GPS-модулями. Все это «железо» в России, к сожалению, делать еще не научились. Но поучаствовать в GPS-буме российские предприниматели смогут. Вот лишь три примера, показывающие, кто получит деньги на новом рынке.

В 1993 году выпускник МАИ Сергей Плотницкий жил в городе Херндон (Вирджиния, США); трудился в компании, разрабатывавшей аппаратуру для мобильной телефонии. В соседнем офисе работали странные люди: они часто выходили на улицу, смотря не себе под ноги, а на экран какого-то приборчика. «Я спросил, что они делают. Так меня познакомили с работой первого в мире ручного GPS-приемника», — вспоминает Плотницкий.

 

Инженер решил, что GPS будет следующей после мобильной связи мировой технической сенсацией. Покинув американского работодателя, Плотницкий стал первым в России продавцом бытовых GPS-навигаторов. Партнером в проекте был однокурсник предпринимателя Илья Гуреев, который и придумал название юридического лица — «Навиком» («НАВИгация» + «КОМмуникации»). Сейчас «Навиком» продает в России до 40 000 американских навигаторов Garmin, выручка компании оценивается в $15 млн в год. Но чтобы навигаторы хорошо продавались по всей России, нужны карты всех регионов. В 2004 году владельцы «Навикома» для решения этой задачи создали отдельную компанию — «Новикарт».

Крупнейший в мире производитель электронных карт для навигационных устройств, американская Navteq, имеет оборот до $600 млн в год. «Новикарт» пока не заработал и процента от этой суммы, зато какова динамика! Выручка за год выросла вдвое. Продукцией «Новикарт» пользуются около 50 000 владельцев навигаторов Garmin и других гаджетов с GPS-модулем (при цене набора карт от $30–40 в комплекте навигатора до $120 при продаже отдельным пакетом).

Как делают электронные карты? Основу, схемы городов и междугородних трасс покупают у Роскартографии. Затем картографы на автомобилях, оборудованных GPS-антеннами и видеокамерами, объезжают улицы, подмечая детали: вид дорожного покрытия, места с односторонним движением, разрешенные повороты, ограничения по скорости и времени движения, важные для пользователей объекты, Points of Interest (POI) — автозаправки, отели, вокзалы, аэропорты, музеи и т. п. Полученная информация расшифровывается и наносится на карты. По словам Ильи Гуреева из «Навикома», себестоимость карты одной области с областным центром и десятком-другим городов поменьше — порядка $25 000–50 000. Работы месяца на три.

 

В принципе так же работают и российские конкуренты «Навикома» — компании ЦНТ (продукт «Навител Навигатор») и «Киберсо» (продукт «ПалмГИС»). Тем же путем следуют и мировые лидеры рынка, Navteq и Tele Atlas, уже открывшие в России свои офисы. Однако у разных производителей — разные задачи. «У мировых игроков очень жесткие требования к картам, — говорит глава российского представительства Navteq Павел Козлов, — в этом наша сила. На развивающемся рынке — она же и слабость. Мы не можем быстро создать не очень качественную карту больших территорий». Цель иностранцев — сделать карту пусть дорогой (от $150), но идеальной. Где российский коллектор картографической информации пройдет раз, иностранный проедет трижды. Работа идет прежде всего там, где больше всего владельцев дорогих автомобилей.

В итоге к осени 2007 года Navteq и Tele Atlas нарисовали качественные карты Москвы и Петербурга с областями, а «Навиком» предлагает уже 14 областей центра, юга и северо-запада страны. Возможно, в этих картах есть огрехи, но логика российских производителей понятна. Кто первым захватил большую долю на формирующемся рынке, тот имеет больше шансов в дальнейшем сохранить лидерство. А недостатки можно исправить в следующих версиях программы.

Выпускник Московского института стали и сплавов Дмитрий Хавжу в 1981 году, в начале карьеры, занимался выращиванием полупроводниковых кристаллов. Сейчас он владелец московской компании «МакЦентр», крупного поставщика продукции Apple и карманных компьютеров (КПК) разных марок. Когда «МакЦентр» только начинал продавать КПК, стояла задача оснастить аппараты прикладными программами. Так появилось ООО «Навигационные системы».

Новая компания Дмитрия Хавжу производит навигационные пакеты «Автоспутник» для устройств с GPS. Пользователю нужно лишь указать, куда он хочет отправиться, а маршрутизатор сам проанализирует заложенную в приемник карту («Автоспутник» работает с картами Tele Atlas), проложит дорогу и будет человеческим голосом рассказывать водителю, где повернуть, а где притормозить. Стоит такой пакет от $30–40 при поставке в составе GPS-устройства до $100 при отдельной продаже.

Спрос на программы «Навигационных систем» и других российских разработчиков такой продукции (те же ЦНТ или «Киберсо») растет взрывообразно. «Рынок, по сути, начался с 2007 года», — говорит Дмитрий Хавжу. Год назад у «Автоспутника» было 20 000 пользователей, сейчас — уже 90 000, выручка за год оценивается в $3 млн. Представитель Navteq Павел Козлов объясняет, что у отечественных навигационных программ есть существенное преимущество перед иностранными — они уже научились учитывать в своей продукции уникальную (с точки зрения мировой практики) структуру российских городов.

 

Главное здесь не привычка провинциальных ГИБДД внезапно менять схему движения, просто заклеив скотчем дорожный знак. И даже не разводные мосты в Петербурге, доставившие иностранным разработчикам немало хлопот. Главная российская особенность — это нелинейная система адресации. У одного номера дома могут быть разные корпуса и строения, что нетипично для США и Западной Европы. Немалое затруднение для навигаторов представляют и безымянные проезды внутри кварталов российских городов (например, в Зеленограде есть безымянные улицы и даже микрорайоны). Импортная навигационная программа не поймет, если вы зададите ей поиск «дома 14А, строения 26» — путешествие завершится около «основного» дома №14. Решить эту проблему западные производители обещают только к 2009 году. У российских программистов есть фора в два года.

Пейджинговая связь как массовая услуга умерла еще лет пять назад. Но группа компаний «Юнайтед ТелеКом», владевшая крупнейшим оператором «Вессолинк — Единая пейджинговая», все еще на плаву. Теперь компанию кормит информация о пробках на дорогах Москвы. По договоренности с городскими властями, «СМИлинк», дочерняя компания «Юнайтед ТелеКом», получает и обрабатывает данные о ситуации на дорогах — информацию с радиодатчиков и камер ГИБДД на всех основных магистралях города, с видеокамер других силовых структур и коммерческих организаций Москвы. Выявленная картина пробок поступает в городские службы (бесплатно) и коммерческим потребителям.

Компания продает информацию о пробках интернет-порталам, радиостанциям и телеканалам, дает справки о заторах через платную телефонную службу. В 2007 году владельцы сервиса рассчитывают получить $1 млн выручки. Но эра больших денег только начинается. «СМИлинк» наладила передачу информации о пробках прямо на GPS-навигаторы конечных пользователей. Смартфоны с GPS-модулем получают статистику с помощью GPRS, автомобильные навигаторы — по обычному радиоканалу. Навигационная программа, усвоив информацию о пробках, прокладывает путь в обход заторов. Абонентская плата — 200 рублей в месяц.

Можно предположить, что в скором времени информация о пробках станет столь же обязательной частью каждого GPS-приемника, как карта и навигационная программа. «СМИлинк» рассчитывает оседлать этот рынок. «Повторить наш проект непросто, мы вложили в него порядка $4 млн», — заявляет гендиректор Павел Гольдин. Компания уже начала сбор информации о пробках в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, обещает вскоре взять под контроль все основные трассы Подмосковья на расстоянии до 20 км от МКАД.

 

Впрочем, у «СМИлинка» уже появляются конкуренты. Автор московского проекта «Пробковорот» (www.pocketgis.biz) Виктор Осипков предлагает столичным автомобилистам обмениваться данными о своем положении. Есть коммуникатор и устройство GPS? Установи программу, которая будет передавать в центр системы информацию о положении твоей машины. Если автомобиль движется со средней скоростью 5–10 км/ч, значит пробка. Достаточно оборудовать передатчиками 1500–2000 машин, чтобы получить объективную картину пробок в городе. Сейчас «Пробковорот» проходит тестирование, по словам Осипкова, в систему уже вошло около тысячи пользователей.

Аналогичный проект готовит и Дмитрий Хавжу из «МакЦентра», и «СМИлинк». Если подписать все столичные автомобили на коммерческую информацию о пробках, выйдет не менее $100 млн в год — за такую сумму стоит побороться. Всего же в 2007 году объем рынка программного обеспечения и информационных продуктов для GPS в России составит около $20 млн, большую часть этих денег получат отечественные разработчики. Через пять лет рынок, по прогнозам, вырастет до $500–700 млн. Останется ли у российских компаний контроль над рынком? «Местные создатели навигационного софта могут выйти на мировой рынок, — говорит Павел Козлов. — Этот сектор еще достаточно открыт. Можно победить за счет удобства и логичности программ. Но если они не захотят выйти за пределы России — исход борьбы предрешен, крупные иностранные производители купят всех».

Впрочем, российские GPS-предприниматели пока по этому поводу не беспокоятся. Есть много проблем, которым еще не найдено решение. Например, как совместить умную электронику с обычным водителем? Год назад в немецком Фрайбурге некий автолюбитель резко свернул с дороги на стройплощадку, разрушил строительные конструкции и разнес в щепки туалет. Как сообщает Reuters, за этот «подвиг» немцу пришлось уплатить €2135 штрафов и компенсаций. Водитель буквально выполнил команду навигационного устройства «Повернуть сейчас», хотя поворот был еще в 30 метрах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+