Из-за витамина D разгорелась жаркая дискуссия. Сможет ли он защитить вас от рака или инфекций?
Витамин D отвечает за крепкие кости — это знают все. Открытие способа выделить это вещество, помогающее организму усваивать кальций, принесло автору Hобелевскую премию по химии в 1928 году. Там, где его стали добавлять в молоко, рахит — весьма распространенное искривление костей в раннем возрасте — практически полностью исчез. Более поздние исследования показали, что добавки витамина увеличивают плотность костей и снижают риск переломов в пожилом возрасте.
Но теперь ряд исследователей отводит этому скромному витамину еще более важную роль. Они — возможно, преждевременно — ссылаются на массу чрезвычайно интригующих эпидемиологических и лабораторных исследований, которые свидетельствуют о том, что витамин D способен предотвращать широкий спектр недугов, таких как рак толстой кишки, инфекции, склерозы и прочие аутоиммунные заболевания и, вероятно, болезни сердца. «До сих пор мы смотрели на витамин D как на айсберг. Еще два-три года назад 85% его функций было полностью от нас скрыто, — взволнованно говорит Роберт Хини, эндокринолог из Университета Крейтона в штате Омаха. — Прорыв в этой области произошел буквально только что».
Витамин D в натуральном виде содержится почти исключительно в жирной рыбе. Большая часть того, что мы потребляем, вырабатывается в коже человека под воздействием ультрафиолетовых солнечных лучей. Всего лишь 15 минут на летнем солнце дают количество в 10 000 международных единиц (МЕ). Для сравнения: в США органы здравоохранения рекомендуют в зависимости от возраста потреблять 200–600 МЕ в день — столько содержится в 2–6 стаканах обогащенного витамином молока.
«Большинству жителей Земли витамина D не хватает. Это серьезная проблема для здоровья», — утверждает врач-биохимик Майкл Холик из Бостонского университета. У Холика есть решение: кратковременное облучение прямым солнечным светом, однако эта идея приводит в ярость многих дерматологов, которых пугает риск рака кожи. В 2004 году Холик опубликовал книгу «Преимущества ультрафиолета» (The UV Advantage), рекламирующую солнечные ванны, за что был уволен с кафедры дерматологии, на которой по совместительству работал. Завкафедрой Барбара Гилкрест говорит: она сама попросила Холика уволиться, когда стало известно, что Холик выступает перед владельцами соляриев, получая взамен финансирование от UV Foundation, спонсируемого индустрией.
Возможность обширного влияния витамина D на происходящие в организме человека процессы представляется весьма вероятной. Витамин D работает в ядре клетки как базовый строительный блок, который помогает «включать» и «выключать» гены. Начиная с 1970-х годов исследователи стали находить рецепторы витамина D во многих никак не связанных с ростом костей клетках, в частности в груди, прямой кишке, легких, мозге, простате и белых кровяных клетках. Дальнейшие исследования частей ДНК показали, что витамин D способен повышать или понижать активность по крайней мере тысячи генов, утверждает Джон Уайт, специалист по молекулярной биологии из Университета Макгилла.
Одно из исследований, которое охватило 57 311 человек, позволило сделать вывод о влиянии добавок с витамином D на смертность. Результаты, опубликованные прошлой осенью, показали, что добавки снижают общую смертность на статистически значимые 7%. Это можно «перевести в один-два дополнительных года жизни» для того, кто регулярно принимает добавки, поясняет представитель Международного агентства исследований рака Филипп Аутье. При этом обширное прошлогоднее датское исследование выявило, что большие дозы антиоксидантов, таких как бета-каротин или витамин Е, несколько повышают риск смерти.
Многие эпидемиологические исследования показывают связь пониженного содержания витамина D с повышенным риском заболеть или даже умереть от различных видов рака, в особенности рака прямой кишки. В 1980 году ученые из Университета Джона Хопкинса заметили, что в северных штатах США процент смертности от рака прямой кишки выше, чем в южных, и предположили, что причиной может служить недостаток витамина D.
Заинтересовавшийся этой идеей эпидемиолог Эдвард Джовануччи из Гарварда в середине 1990-х начал изучать образцы крови, сданные 33 000 медсестрами в 1989 году и 18 000 мужчинами, работниками здравоохранения, — в 1993-м. В 2004 году он обнаружил, что у медсестер с изначально самым высоким уровнем витамина D риск заболеть раком прямой кишки в последующие 10 лет был на 47% ниже. В 2007-м закончилась обработка и «мужских» данных: обладатели высокого уровня витамина D рисковали получить то же самое заболевание нa 54% меньше. Джовануччи признает, что это не может служить стопроцентным подтверждением гипотезы. Но если причинно-следственная связь все же есть, то «вы можете предотвратить от 30% до 50% случаев рака прямой кишки, просто подняв уровень приема витамина D населением».
Однако спутали карты проведенные в 2006 году на государственные средства испытания на 36 000 пациентах, в ходе которых сравнивался эффект от умеренных доз витамина D и плацебо. Они показали, что добавки никак не влияют на рак прямой кишки (возможно, правда, что испытуемым предлагалась слишком малая доза витамина).
Не совсем понятно, как именно витамин D может предотвратить заболевание раком. Но известно, что он стимулирует белые кровяные клетки к производству мощного естественного антибиотика кателицидина. В журнале Science в марте 2006 года опубликованы результаты исследований группы ученых под руководством дерматолога Роберта Модлина: они открыли, что когда белые кровяные клетки смешиваются с сывороткой крови афроамериканцев (у которых уровень витамина D ниже), то они производят на 63% меньше этого антибиотика, чем будучи смешанными с сывороткой крови белого человека. Иммунолог из Университета Джорджтауна Майкл Заслофф говорит: «Мы видим, что витамин D обладает способностью «включать» мощные антимикробные гены». Он предсказывает появление новых способов предотвращения инфекций с помощью регуляции уровня витамина D.
Однако все это еще не доказывает, что увеличение дозы витамина D полезно здоровым людям. «Утверждение, что абсолютно здоровый человек, принимающий добавки с витамином D, через 10 лет станет еще здоровее, относится исключительно к области личной веры», — полагает Гилкрест из Бостонского университета. На каждое исследование, показывающее, что связь есть, «существуют исследования, утверждающие прямо противоположное, но о них сторонники витамина D умалчивают». Она предполагает, что целебные свойства витамина D продвигаются соляриями с целью расширить свой бизнес, который подвергает людей риску заболеть меланомой. «Если вы верите в витамин D, то лучше употребляйте добавки и оставайтесь бледным», — советует она.