Консервативные средства помогают при боли в спине ничуть не хуже, чем современные приборы и нож хирурга
Два года назад Джеймс Вайнштейн, специалист по болям в спине одного из крупнейших американских медицинских центров, неудачно наклонился, потянувшись за упавшим на пол предметом. В этот момент его сковала ужасная боль в области позвоночника. Она была такой сильной, что Джеймс едва мог дышать. Разогнуться он смог только через 10 минут — все это время врач молил бога, чтобы к нему не заглянул какой-нибудь пациент.
Когда он добрался вечером до дома и лег в постель, жена напомнила ему то, что он сам постоянно советует пациентам: примите аспирин и, как только боль утихнет, вылезайте из кровати и делайте все как обычно. На следующий день Вайнштейн заставил себя совершить обычную утреннюю пробежку. Первые шаги были почти невыносимы, но к концу своего привычного маршрута он почувствовал себя легче. Полностью восстановиться ему удалось за неделю.
Аналогичные истории каждый год происходят с десятками миллионов американцев и бессчетным количеством людей по всему миру. По данным недавнего исследования Университета Вашингтона, стоимость лечения подобных случаев в 2005 году только в США составила $86 млрд, что на 65% (в реальном исчислении) больше, чем в 1997 году. Как распределяется эта огромная сумма? Запатентованные средства, сложные приборы... Но то же исследование показало, что пациенты чувствуют себя ничуть не лучше, чем 10 лет назад. «Многое из того, что мы предлагаем сегодня, не сильно-то помогает», — признается Ричард Дейо из Университета здравоохранения и науки штата Орегон, один из авторов исследования. Хорошая новость заключается в том, что другие недавние исследования показали: даже самые простые методы лечения порой бывают куда эффективнее. Вот некоторые из них.
Время лечит В большинстве случаев острая боль в спине проходит сама по себе. В 1995 году исследование на 1633 жителях штата Северная Каролина, обратившихся к врачу по этому поводу, выявило, что в среднем они полностью восстанавливались за 16 дней; только у 31% сохранялись остаточные боли спустя шесть месяцев. «История показывает, что время — наш союзник в этом вопросе», — говорит Дейо. Даже если боли приняли у вас хронический характер, статистика подтверждает, что в 85% случаях они не связаны с какой-то анатомической проблемой. Как считают исследователи, болевой синдром может объясняться сенсибилизированными нервами, которые продолжают посылать сигналы даже после того, как источник боли уже исчез. «Боль необязательно означает, что у вас серьезные проблемы. Многие люди не знают этого и поэтому пугаются», — говорит Вайнштейн. Исключение — дополнительные тревожные симптомы, например: прогрессивное усиление боли или пробуждение от боли, повышение температуры тела, необъяснимая потеря веса, проблемы с мочеиспусканием или дефекацией.
Будьте активны Десятилетиями врачи предписывали покой при болях в спине. Теперь они понимают, что это как раз совершенно неправильный совет. Чем быстрее вы вернетесь к нормальному образу жизни, тем лучше. В 1995 году в Финляндии было проведено исследование, в ходе которого пациентам с острой болью советовали либо провести два дня в кровати, либо вернуться к рабочему режиму. Те, кто отлеживался, восстанавливались медленнее и брали дополнительные дни больничного. По словам Вайнштейна, одним из возможных объяснений может быть тот факт, что позвонки не имеют собственного кровоснабжения, им требуется движение, чтобы подводить питательные вещества и отводить отходы.
Опубликованный в 2005 году в Annals of Internal Medicine анализ 43 проведенных ранее исследований говорит, что пациентам с хроническими болями может помочь специальная программа упражнений. Эти упражнения направлены на укрепление мышц, улучшение общего физического состояния. Они также дают положительный психологический эффект, поскольку страдающий от болей понимает, что боль не так уж непобедима, как казалось. К тому же это может привести к повышению уровня эндорфина.
Старые методы помогают Роджер Чоу, директор программы разработки клинических нормативов Американского общества по исследованию боли, терапевт и коллега Дейо, потратил три года на анализ научной литературы в поисках ответа на вопрос, что лучше всего помогает при болях в спине. Его вывод: если у вас нет специфических симптомов, делайте ставку на консервативное лечение. Кроме физических упражнений, он обнаружил три консервативных метода, которые имеют высокие статистические показатели успеха: мануальная терапия (почему она помогает, не всегда ясно), комплексные реабилитационные программы, совмещающие физиотерапию с регулярным наблюдением у врача; а также когнитивно-бихевиоральная терапия, которая помогает психологически преодолеть боль и страх перед ней. В проводившихся исследованиях все эти подходы приводили к значительному улучшению состояния пациентов, как отмечает Чоу. Из лекарственных препаратов, применяемых при острой боли в спине, лучше всего зарекомендовали себя противовоспалительные средства, такие как ибупрофен и напроксен, а также мышечные релаксанты, такие как флексерил.
Чоу также исследовал данные о применении последних технологических новшеств в этой области, от спинномозговых инъекций до прижигания нервных окончаний у межпозвоночного диска. По его словам, он нашел слишком мало свидетельств успешности этих методов. «Это довольно шокирующий вывод», — говорит он. Исключение составляют операции по специфическим показаниям, например при грыже межпозвоночного диска (см. справку).
Нужна ли МРТ? У 90% людей МРТ выявит с возрастом какие-нибудь изменения в позвоночнике. Но врачи зачастую не могут с уверенностью сказать, являются ли эти изменения причиной боли. Результаты одного исследования, опубликованные в Journal of the American Medical Association, показали, что у пациентов, которым была сделана МРТ, вероятность избавления от боли в течение года не растет, а вероятность хирургического вмешательства увеличивается. «В большинстве случаев результаты магнитно-резонансной томографии не дают полезной информации и могут привести к ненужному хирургическому вмешательству», — говорит Чоу. Так что МРТ следует делать тем пациентам, у которых подозревают рак или неврологические заболевания.