Несработавшая финансовая магия полоснула и по тем, кто стоял в сторонке
Правда явилась финансистам в виде 45 слайдов PowerPoint с детскими рисунками в стиле «палка-палка-огуречик». В Лондоне, Нью-Йорке и Цюрихе банки один за другим объявляли о рекордных списаниях активов, в Москве — о повышении ставок по ипотечным кредитам. И во всех этих городах банкиры, смеясь сквозь слезы, пересылали друг другу и постили в интернете «презентацию» под названием The Subprime Primer — «Азбука субстандартной ипотеки».
Начинается история в офисе американского ипотечного брокера. Клиент объясняет, что хочет купить домик, только вот деньжат на первый взнос не скопил, да и ежемесячные платежи позволить себе не может. Может ли брокер ему помочь? Конечно, ведь недвижимость только дорожает! Да и к тому же кредитовать-то будет банк, а брокер получит комиссию за любого клиента. Через несколько недель в офисе местного банчка стоит ужасная вонь — это пахнут субстандартные ипотечные кредиты. Только финансовая магия Действительно Умных Парней из Нью-Йорка может спасти коммерческого банкира от удушья. Эти парни работают в инвестиционном банке на Уолл-стрит, и они тоже опасаются, что на присланный из локального банчка мусорный бак с кредитными досье вот-вот слетятся мухи. От бяки надо поскорее избавиться. Для этого бяку надо секьюритизировать — выпустить бумагу под названием CDO или CMO, которая будет приносить доход по мере поступления доходов от ипотечных заемщиков.
И вот инвесторам продаются три транша новых облигаций: Хороший, Не Очень Хороший и Отвратительный. По Хорошему доходность пониже, но инвесторы, купившие этот транш, — первые в очереди за доходом. Те, кто купил Не Очень Хорошие, — вторые, Отвратительные — в хвосте. Инвестбанк застрахует только Хороший транш в специальной страховой компании, чтобы рейтинговые агентства присвоили ему наивысший рейтинг ААА. Второму траншу дадут ВВВ, а третьему рейтинг не нужен, потому что инвестбанк оставит его себе и себе же заплатит самые высокие проценты. Хорошие и Не Очень Хорошие облигации банк продаст Прозорливым Институциональным Инвесторам — страховым компаниям и муниципалитетам маленьких городков в Норвегии. А самые вонючие ипотечные кредиты повесят на специально созданную фирмочку на Каймановых островах. Для здоровья американской финансовой системы жизненно важно, чтобы инвесторы знали поменьше о таких сложных сделках.
Последние слайды «азбуки» — диалог сейлза в нью-йоркском инвестбанке (циничная улыбочка, ноги на столе) и представителя Норвежского Деревенского Пенсионного Фонда. Норвежец купил Хороший транш с рейтингом ААА, и ему все равно не платят. Потому что не платят и ипотечные заемщики. «Я разочарован не меньше вашего», — с фальшивым участием произносит сейлз. Да и цены на недвижимость почему-то не растут. Извините, мы ошиблись. Агентства ошиблись с рейтингами (в который уже раз в своей истории). А у страховщиков недостаточно резервов — они тоже просчитались. «Что мне сказать жителям моей деревни?» — «Скажите, что вы ошиблись». — «Да пошел ты!» — «Сам иди!»
«Для инвесторов секьюритизация — это создание новых классов инструментов, принципиально иные возможности управления рисками, выход на новый, более качественный уровень рыночных отношений», — писал в 2006 году тогда еще министр экономразвития Герман Греф в предисловии к русскому изданию книги Эндрю Дэвидсона, Энтона Сандерса, Лан-Линг Вулф и Энн Чинг «Секьюритизация ипотеки». Но уже осенью 2007-го Греф, готовившийся стать банкиром, понимал, что «высокие рыночные отношения» обернулись неуправляемыми рисками. «В США закрывали глаза на использование сомнительных инструментов в сфере ипотечного кредитования ради достижения устойчивых темпов экономического роста, — сказал министр. — Важно не допустить такие риски на российском, только зарождающемся ипотечном рынке».
Все, кто рисковал, получили свое. Банки списывают связанные с ипотекой активы (Deutsche Bank — больше $3 млрд, UBS — более $4 млрд, Morgan Stanley — $9,4 млрд), страховщикам грозит банкротство, заемщиков выселяют из домов — в конце 2007 года самым крупным владельцем недвижимости в Кливленде, штат Огайо, был Deutsche Bank Trust, отобравший у «субстандартных» должников, в основном чернокожих, дома. Клиентский поток к брокерам, которые еще недавно стригли свою комиссию, поредел так, что хоть вешайся.
Но несработавшая финансовая магия полоснула и по тем, кто просто стоял в сторонке. Реальная или ожидаемая рецессия в Штатах, падающие фондовые рынки по всему миру, более высокие ипотечные ставки для добросовестных заемщиков — все это можно было бы пририсовать к «Субстандартной азбуке».
Если на атомной электростанции что-то сломается, радиоактивное облако прольется дождем над соседними странами. Финансовые инструменты обладают сейчас, без преувеличения, ядерной мощью. Когда Действительно Умные Парни над чем-то колдуют, они могут сделать хорошо некоторым, но уж если варево у них не задастся, плохо будет всем. В этом, пожалуй, главный урок американского ипотечного кризиса. Этический. Просчитывать собственные риски надо не просто для того, чтобы не потерять деньги, но еще и чтобы не испортить жизнь тем, кто даже не знает, что ты это можешь.