Бывшие
Первый постсоветский министр топлива и энергетики России Владимир Лопухин руководил энергетической отраслью всего пять месяцев, с ноября 1991-го по июнь 1992 года. За это время он успел разработать концепцию реформирования топливно-энергетического комплекса и назначить председателем фонда содействия топливно-энергетической промышленности с правами замминистра мало кому тогда известного Михаила Ходорковского. Президент Ельцин концепцию Лопухина не одобрил, зато глава «Менатепа» остался ему благодарен. «Лопухин сделал для нас очень большое дело — он ввел нас в круг нефтяников и газовиков», — говорил Ходорковский в одном из интервью.
После отставки из правительства Лопухин устроился работать в инвестиционный банк Lazard Freres, который консультировал российское правительство с брежневских времен и стал партнером московского подразделения. Он помогал «Газпрому», ЮКОСу, «Сургутнефтегазу», «Роснефти». В 1996 году Лопухин покинул банк (через год Lazard Freres свернул свои операции в России) и создал собственную компанию «Вангвард», главой которой остается до сих пор.
Среди известных проектов компании — покупка и продажа крупного пакета акций Томского нефтехимического комбината, а также консультационные услуги для Ломоносовского фарфорового завода, в результате которых у подконтрольной Лопухину компании оказались права на товарный знак ЛФЗ. Товарный знак министр-предприниматель, впрочем, подарил Эрмитажу после того, как прокуратура возбудила против него уголовное дело.
А с ноября прошлого года Лопухин стал независимым членом совета директоров крупной девелоперской компании «РТМ», которой принадлежит несколько десятков объектов коммерческой недвижимости в Москве и крупных городах России. В сфере его ответственности, как утверждают в компании (сам он говорить с Forbes отказался), — привлечение инвестиций и GR. Для бывшего министра это работа почти по специальности. Помимо РТМ, Лопухин является членом советов директоров компаний «Бритиш Америкен Тобакко — Ява», «Гражданские самолеты Сухого» и SuperJet International.