Наушники с активным шумоподавлением
Я не вожу машину. Зачем тратить в московских пробках свои нервы, если можно чужие. Да и метро в нынешней Москве быстрее автомобиля.
Свободный от слежения за дорогой мозг можно чем-то занять. Хотя бы чтением. А еще на пассажирском сиденье машины, метро, поезда, самолета можно смотреть фильм или слушать музыку. Дорожный шум, проникающий в наушники, мешает, но с ним научились бороться.
Началось все вовсе не с пассажиров, а с пилотов: от решения проблемы шума зависит безопасность полетов. Пилотам трудно вести переговоры под гул турбин. Еще в конце 1980-х производители аудиотехники создали подавляющие шум наушники для пилотов. Со временем появились модели и для массового рынка.
Cтрого говоря, внешний шум поглощают любые наушники — так же, как его приглушают стены домов, мебель и другие препятствия. Если прижать к ушам подушки, звук тоже ослабнет. Чем толще и качественнее звукопоглощающий слой, тем меньше звука проходит через него. Но для кардинального ослабления внешних шумов нужны наушники большие и тяжелые. Что еще терпимо в домашних условиях, но неудобно для пассажира.
Другой способ, активное шумоподавление, основан на идее, запатентованной еще до Второй мировой войны. Как известно, распространяющийся в воздухе или другом материале звук — это череда сжатий и разрежений.
Если добавить противоположные колебания — сжатия на месте разрежений и наоборот — два таких звука нейтрализуют друг друга. Очень простая идея. Если кто-то толкает дверь, толкайте ее в обратную сторону точно с такой же силой, и дверь останется закрытой. Вот так и воздух остается неподвижным при сложении противоположных колебаний.
Таким способом можно уменьшать шум и в целом помещении — с помощью системы звуковых генераторов. Например, есть коммерческие решения по активному подавлению гула промышленных трансформаторов.
Но мы о наушниках. На практике это выглядит так: на внешней стороне каждой из двух «чашечек» помещают миниатюрный микрофон. Собранный им звук с помощью встроенной в наушники электроники превращают в противофазный и подмешивают в сигнал, приходящий от плеера по проводам. В итоге пользователь гораздо лучше слышит сигнал от плеера.
Самые простые наушники с активным шумоподавлением стоят сейчас несколько десятков долларов. Действительно качественные (дешевые могут удалять шум не слишком аккуратно или добавлять к звуку раздражающий свист) — $400–500. Две популярные модели — Bose QuietComfort 3 и Sennheiser PXC 450 — находятся как раз в этом ценовом диапазоне.
Эффект впечатляет. Нажимаете переключатель — и прорывающиеся в наушники внешние шумы растворяются. Тишина, и на ее фоне любимая музыка.
Системе активного шумоподавления требуется электропитание. Bose работает от встроенного фирменного аккумулятора, Sennheiser — от батарейки AAA. В обоих случаях речь идет о 15–20 часах без подзарядки. Модель от Bose заметно меньше и почти вдвое легче Sennheiser (160 г против 280 г). Зато вторая в выключенном состоянии может работать как обычные наушники, а Bose с разряженным аккумулятором глохнет.
Обе компании хорошо известны на рынке качественной акустики. Обе оттачивали технологии шумоподавления на летчиках: американская Bose защищала от шума ВВС США, немецкая Sennheiser работала с Lufthansa.
Однако сколько бы ни стоили наушники, с природой не поспоришь. Даже в «топовых» моделях внешний звук исчезает не полностью. Лучше всего активное шумоподавление «съедает» низкий однородный шум. Высокие или внезапные звуки нейтрализуются хуже. К чему это приводит на практике? Любимое таксистами «Радио Шансон» глушится сильнее, чем классика: от шансонного надрыва остается смутный ритм ударных. Индустриальные и дорожные шумы (грохот самолета или поезда) глушатся хорошо. А голоса детей и телефонные звонки — заметно хуже.
Наушники защищают от неинформативного звукового фона, но не разрывают связь человека с окружающим миром. У Sennheiser PXC 450 даже есть дополнительная опция для того, чтобы их владелец мог поддерживать разговор. При нажатии специальной кнопки TalkThrough на правом наушнике система шумоподавления начинает работать «наоборот», усиливая внешние звуки, но только на частотах человеческого голоса.