К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Товар замедленного действия


Крупного продавца компьютерной техники «Ультру Электроникс» заподозрили в торговле краденым. Результат — бойкот со стороны контрагентов. Но так ли он страшен?

Не только страны бывают изгоями. «Единственно правильным решением для любого порядочного предпринимателя является полное прекращение деловых отношений с компанией «Ультра Электроникс». Такое обращение распространил в ноябре прошлого года отраслевой союз российских IT-компаний — Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). Торговцы компьютерами объявили бойкот не какой-нибудь фирме-однодневке. «Ультра Электроникс АГ Рус» — один из крупнейших продавцов компьютеров в России, до недавнего времени боровшийся за лидерство с такими гигантами, как Sunrise и «Эльдорадо».

«Ультра» претендовала на первые места на рынке, появившись на нем в числе последних: беспрецедентные темпы роста, как считалось, обеспечивал ей особый торговый формат «компьютерного дискаунтера», позволяющий держать огромный ассортимент при низких ценах. Но «Ультра» удивляла коллег по рынку темпами роста только до прошлого года — когда выяснилось, что низкими ценами она, скорее всего, обязана не только передовым технологиям торговли. На ее складах нашли на сотни тысяч долларов товара, отобранного силовыми органами у других торговцев. Скандал с обвинением крупной компании в участии в так называемом товарном рейдерстве потряс рынок. Реагировать пришлось не только отраслевой ассоциации, но и политикам: Госдума готовится принять пакет поправок к нескольким законам, которые сделают невозможным повторение «дела Ультры». А сама компания стремительно слетела с рыночного олимпа.

«Ультру Электроникс» создали в 2001 году бросивший МИФИ на третьем курсе компьютерщик Алексей Галущенко и не нашедший себя в РВСН отставной молодой офицер Михаил Кутузов (в числе учредителей было еще двое знакомых Кутузова, но позже они отошли от дел). Галущенко успел поработать в компании, торгующей компьютерной техникой, и партнеры решили создать «компьютерный гипермаркет» — систему торговли комплектующими с максимальным ассортиментом и низкими издержками. Минимизировать издержки удалось за счет автоматизации большей части функций продавцов. Компания не скрывает, что рассчитывает на «продвинутых» клиентов, способных самостоятельно сформировать заказ, — на сайте компании или на компьютерном терминале в ее офисе. Основные покупатели «Ультры» — небольшие торговцы и фирмы по сборке компьютеров, они приобретают комплектующие мелким оптом. Торговая наценка «Ультры» — 2–3%. До недавнего времени компания принципиально не тратила денег на рекламу, рассчитывая на то, что достаточно сверхнизких цен. Расчет оправдался: за пять лет работы, к 2006 году, «Ультра» довела продажи до $800 млн в год и добавила к комплектующим готовые компьютеры и мелкую электронику.

 

Седьмого июля прошлого года в помещения двух московских магазинов и огромного подмосковного склада «Ультры» ворвались бойцы СОБРа. После «нейтрализации» охраны и отключения связи на складах появились сотрудники московского управления Следственного комитета при прокуратуре РФ. «Очень много работы. В разумные сроки не обыскать», — докладывал кому-то по телефону один из непрошеных гостей. Им предстояло ознакомиться с содержимым помещения размером 200 на 100 м, заставленного стеллажами с компьютерным оборудованием на $40 млн. Искать следователи собирались, согласно предъявленному ими постановлению о производстве обыска, «портативные персональные ЭВМ и комплектующие … принадлежащие ООО «Компоненты и системы».

«Компоненты и системы» («КиС») — небольшая московская торговая компания, со склада которой ОБЭП весной прошлого года вывез ноутбуков, системных плат и мониторов примерно на $11 млн. Дело, вещдоками по которому выступала эта техника, вскоре развалилось, и компьютеры должны были вернуть, но не вернули. Обычная ситуация, объясняет исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев — это так называемое товарное рейдерство.

 

У компании под прикрытием какого-нибудь уголовного дела, например о контрабанде, изымают товар и как вещественное доказательство отвозят на склад фирмы, аккредитованной при Российском фонде федерального имущества. А вскоре по постановлению следователя продают на основании того, что хранение обходится слишком дорого или условия не позволяют хранить товар (например, крыша протекает). В схемах товарного рейдерства товар часто продается в 10 раз дешевле реальной стоимости — и именно эта мизерная сумма возвращается законному владельцу. Жертвами такой схемы с участием силовых структур и подставных фирм стали десятки компаний; президент Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук считает, что оборот этого теневого бизнеса составляет миллиарды долларов.

Случай с «Компонентами и системами» был рядовым за одним исключением: адвокаты фирмы убедили следователей официально зафиксировать не только количество изымаемой техники, но и ее серийные номера. После чего в «КиС» стали ждать, где эти номера всплывут. Часть товара, на $225 000, всплыла в «Ультре». Помимо этого на складе, как утверждают в АП КИТ, обнаружилась техника, похищенная некоторое время назад у крупного конкурента «Ультры», компании Sunrise, но, по словам гендиректора «Ультры» Михаила Кутузова, доказательств этого он не получил. А вот то, что на складе действительно нашли технику «Компонентов и систем», признать пришлось. Откуда она там взялась, менеджеры «Ультры», проходящие по делу о «присвоении или растрате вверенного имущества» свидетелями, распространяться не хотят. Кутузов говорит, что компания была добросовестным приобретателем, а Алексей Галущенко добавляет: «Перед менеджером стоит задача: закупить нужный товар по минимально возможной цене и сделать все это законно». Менеджера, который не проследил происхождение товара, по его словам, уволили.

Правоохранительным органам тоже пришлось реагировать: заместитель прокурора Тушинской межрайонной прокуратуры Борис Нерсесян, санкционировавший обыск склада «КиС», стал подозреваемым по уголовному делу, был уволен из прокуратуры, и его нынешнее местонахождение неизвестно.

 

Пока шли обыски и допросы, московские склады и магазины «Ультры» были парализованы — они заработали лишь в середине августа. Компания выкручивалась за счет поставок товара с петербургского склада. В июле открыли филиал в Казани, в августе — в Перми. По словам Галущенко, таким образом даже в самое тяжелое время оборот держался на уровне 25–30% докризисного.

Скандал с «Ультрой» встряхнул рынок, и IT-компании впервые решили предпринять совместные действия по борьбе с товарным рейдерством. В июле руководители компаний, входящих в АП КИТ, подписали «Хартию по вопросам этики и защиты собственности», в которой обязались «считать порочной и требующей немедленного прекращения практику «торговли краденым» — реализации чужого незаконно конфискованного, некорректно уцененного или похищенного имущества». При обнаружении у себя такого товара подписанты обязались «принимать все меры для прекращения закупки и распространения этого товара, не ссылаясь на «неосведомленность и невозможность проконтролировать деятельность сотрудников». В числе 110 крупных компьютерных компаний к Хартии присоединилась и «Ультра». Каково же было удивление участников отраслевого союза, когда в ноябре в недавно открывшемся пермском филиале «Ультры» была арестована еще одна партия компьютеров из изъятых весной в «Компонентах и системах». Именно тогда и прозвучал громкий призыв ассоциации к полному прекращению деловых контактов с «Ультрой».

[pagebreak]

«Это похоже на рейдерство по отношению к нам», — говорит Кутузов. «Ультра» не объявляла оборота за 2007 год, но, по оценке отраслевой исследовательской компании Most Marketing, ее продажи не превысили $600 млн. Крупнейшим продавцом компьютерной техники в России в прошлом году стала, по всей видимости, конкурирующая с «Ультрой» компания Sunrise с оборотом, выросшим с $600 млн в 2006 году до $1 млрд, утверждает директор по внешним связям маркетинговой компании Most Marketing Антон Васильев. «Думаю, все случившееся выгодно прежде всего нашему главному конкуренту», — говорит Кутузов, намекая на Sunrise. «По-моему, проблемы организовали они себе сами, участвуя в схемах продажи товаров сомнительного происхождения», — парирует директор по рекламе и маркетингу Sunrise Андрей Асадчев.

«Ультра» пытается ликвидировать последствия этой истории. В компании утверждают, что теперь «опасный» товар на ее склады просочиться не сможет: руководство утвердило список 143 поставщиков, у которых разрешено делать закупки. Прошлой весной компания анонсировала планы открытия в Москве нескольких гипермаркетов компьютерной техники и электроники Ulmart — в каждый планировалось вложить $20 млн. Теперь о гипермаркетах речи нет, зато развивается другой розничный проект, требующий почти нулевых вложений: «Ультра» раздает региональным торговцам комплектующими право пользоваться ее вывеской (Ultra Connect) в обмен на обязательство закупать у нее 70% своего объема товаров. Выросла в ее продажах с 10% до 15% и продолжает расти доля некомпьютерных товаров, в основном бытовой техники: хозяева компании перераспределяют риски.

 

Действует ли бойкот? Единодушия среди участников рынка нет. «Мы решили приостановить отгрузки в компанию «Ультра», — сообщила Лейла Шарипова, представитель дистрибьюторской компании RSI, входящей в холдинг R-Style. А вот в компании Merlion (еще один крупный поставщик комплектующих) заявили, что готовы работать с «Ультрой», но только по предоплате. Руководитель одной из крупных дистрибьюторских фирм объяснил ситуацию так: «Ультра Электроникс» — слишком крупный игрок, она должна денег слишком многим компаниям и отдает долги в первую очередь тем, кто продолжает снабжать ее товаром. Основные поставщики и банки согласились на отсрочку долгов «Ультры»: с работающего должника можно получить деньги, с банкрота — нет.

Что ждет «Ультру» завтра? «О выживании речи не идет, мы нацелены на дальнейшее развитие, — храбрится Галущенко. — Мы вынесли ценные уроки из кризиса и стали сильнее». Но конкуренты уверены, что о быстром возвращении прежних объемов продаж «Ультре» остается только мечтать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+