В Самаре бум строительства торговых центров. Но его плоды пожинают только местные девелоперы
В ноябре все гостиницы во французских Каннах переполнены. Здесь проходит крупнейшая международная выставка торговой недвижимости MAPIC. Некоторые участники ездят на мероприятия из Ниццы. Железнодорожники бастуют, на дорогах пробки, таксисты не справляются с потоком. Из такси выбираются трое русских из Самары, объясняясь с водителем-французом на пальцах. Английского они тоже не знают, на выставку приехали без переводчика, ходят и собирают буклеты. Зачем? «Сурков сюда ездил — у него в торговом центре теперь есть «Ашан» и другие арендаторы. Мы тоже хотим», — объясняет один из них. Сурков — это Виктор Сурков, владелец трех крупнейших в Самаре торговых центров. А самарская делегация на последней MAPIC и вправду была представительной: помимо девелоперов всех мастей приехали и главный архитектор города, и вице-мэр, и областные чиновники.
Интерес к торговой недвижимости в городе на Волге виден невооруженным глазом. Перед торгово-развлекательным комплексом «Космопорт», где в прошлом году открылся первый «Ашан», пробка. До появления здесь молла необходимости расчищать тихую улочку Дыбенко от снега не возникало. Не стал этим заниматься и девелопер Виктор Сурков. Люди бросают автомобили где придется и скачут с кошелками через грязные сугробы. Посетителей много, некоторые едут с противоположного конца города.
«Космопорт» и два других проекта компании «Виктор и «Ко», «Мегакомплекс Московский» и «МегаСити», — редкие для Самары примеры моллов, построенных с нуля. Большинство торговых центров разместились в переделанных корпусах заводов, НИИ, таксопарков. Виктор Сурков скупкой подобных объектов никогда не интересовался. Занявшись в 1996 году девелопментом, он, опираясь на европейский опыт, решил, что в черте города, пока есть возможность, имеет смысл брать сразу большой участок и строить большой торговый центр. «Мы семейная компания, у меня внуки подрастают: все наши площадки имеют перспективу на расширение объектов», — говорит Сурков в интервью Forbes. Он, например, принципиально не строит из бетона, чтобы при необходимости легче было перестраивать ТЦ.
Характерный пример такой эволюции — его первый объект, торгово-развлекательный центр «Мегакомплекс Московский» площадью 140 000 кв. м. Двенадцать лет назад Сурков, который тогда занимался торговлей норковыми шапками и владел долей в авторынке, убедил мэра Самары Олега Сысуева, будущего вице-премьера, выделить ему 62 га земли на выезде из города под крытый рынок. Сейчас тут расположены первый в России гипермаркет товаров для ремонта французской сети Castorama (входит в британскую Kingfisher), первый в Поволжье аквапарк, спа-салон с бассейном и даже 12 теннисных кортов, 33 дорожки для боулинга и 83 биллиардных стола. «Мы смотрели на Запад, — признается Сурков. — Методом тыка прошли большой путь». Правда, якорные магазины «Рамстор» и «М.Видео» до сих пор соседствуют с крохотными павильончиками, торгующими мехом и бельем.
По данным компании DTZ, консультанта в сфере коммерческой недвижимости, на каждого жителя Самары приходится 0,3 кв. м торговых площадей в современных торговых центрах. По этому показателю Самара обгоняет и Москву, и другие города-миллионники (в Ростове и Новосибирске, например, он в два раза меньше). «Переделать здание под ТЦ и сдавать его в аренду проще всего, да и смотрели все друг на друга», — объясняет Алексей Ванчугов, гендиректор компании Mall Marketing, один из офисов которой расположен в Самаре.
Для большинства владельцев местных ТЦ сооружение торговых объектов — побочный бизнес. Например, владельцы розничной сети «Меркурий-Продукт», один из магазинов которой располагался на автостанции, оценив выгоду от большого потока людей, построили торговый центр «Аврора» прямо над трамвайным кольцом — трамвай выезжает из арки в фасаде. Одним из крупнейших в городе еще три года назад был ТЦ «Захар» (14 000 кв. м) предпринимателя Владимира Захарченко, пережившего не одно покушение. Недавно «Захар» перекупила машиностроительная группа «СОК». ТЦ расположен на территории приобретенного ею огромного приборостроительного завода в центре города. Обзавелась небольшим торговым центром и строительная компания «Берег» — рядом с возведенным ею жилым домом оставался свободный участок, продавать который она не хотела: земля в Самаре растет в цене.
Почти все самарские ТЦ расположены на двух пересекающих город магистралях: здесь находилось большинство промышленных предприятий. Рады ли этому арендаторы? «Объекты либо не соответствуют требованиям федеральных торговых сетей, либо расположены вдоль чрезмерно загруженного Московского шоссе практически рядом друг с другом», — жалуется Илья Ежов, представитель сети «Техносила» в Самаре.
Но при этом «самарские девелоперы очень креативны, много чего делают первыми», говорит представитель другой федеральной компании. И отмечает, что «развлекательный блок» «Мегакомплекса Московский» Виктора Суркова с его аквапарком, боулингом и теннисными кортами до сих пор крупнейший в России. Из Самары начала путь по стране сеть торговых центров «Парк Хаус». Местный бизнесмен Эдуард Вырыпаев, решив возвести торговый центр на месте замороженной стройки аэровокзала, много ездил по Европе. В итоге открывшийся в 2001 году молл до сих пор один из самых современных ТЦ в стране. Вырыпаев сформировал собственную команду проектировщиков, строителей и специалистов по поиску арендаторов, которые убеждали московских ритейлеров начать бизнес в Самаре. Затем вырыпаевская команда открыла «Парк Хаусы» в Волгограде, Екатеринбурге, Тольятти, Казани. Теперь сеть развивается при поддержке австрийского фонда Meinl European Land, который выкупил у Вырыпаева торговые центры в Волгограде и Тольятти, а заодно и бренд. А самарский «Парк Хаус» стал вкладом бизнесмена в совместную с московским холдингом «Марта» девелоперскую компанию РТМ. В результате РТМ — единственная компания с московскими корнями, которой удалось начать строительство своего ТЦ в Самаре.
Где другие иногородние инвесторы? Алексей Шалагин, совладелец компании GSH Management Consult, созданной в 2005 году для инвестиций в коммерческую недвижимость, готов объяснить. «В Самаре, как везде, есть вопросы: чиновники, дороги, коммуникации. Но любой, кто захочет работать, сможет. А многие хотят проскочить без усилий, ничего, кроме московского имени, не имея», — говорит предприниматель, расторгший недавно контракт с «одной московской компанией» о совместном строительстве торгово-развлекательного центра.
«Федеральные девелоперы в Самару опоздали. Город закрыт. Здесь выросли свои сильные игроки», — уверен Яков Сигал, руководитель самарской корпорации «Веха». Недавно она решила вкладывать заработанные на торговле автомобилями, запчастями и спецтехникой капиталы в девелопмент — будет строить торговые центры.
Торговыми площадями самарские бизнесмены свой город обеспечили. Что дальше? Первопроходец Виктор Сурков уже экспериментирует с другими видами коммерческой недвижимости: построил возле «Мегакомплекса» логистический комплекс на 90 000 кв. м. А авторынок хочет переделать в «автомобильную деревню» — комплекс автосалонов под одной крышей. Управлять проектами ему помогают сыновья Андрей и Геннадий. И никаких московских партнеров.