«Вмешательство всегда болезненно»
Девять вопросов Ивану Дыховичному
Как строятся взаимоотношения режиссера и бизнесмена, на деньги которого снимается кино? Через год в прокат выйдет кинофильм Ивана Дыховичного «Европа-Азия», снятый на деньги предпринимателя Александра Мамута (67-е место в списке богатейших россиян по версии Forbes). По словам Александра Любимова, партнера Мамута по кинокомпании «Мирумир», производство фильма (сейчас его озвучивают) обойдется в $2–3 млн. В основу сценария положена одноименная пьеса драматургов братьев Пресняковых. Сюжет — свадьбы на Урале, символической границе Европы и Азии. Здесь пьют, целуются, дерутся. В ролях — Сергей Шнуров, Ксения Собчак, Иван Ургант и ведущая СТС Татьяна Лазарева. Свою предыдущую ленту, «Вдох-выдох», Иван Дыховичный снимал на деньги другого участника списка Forbes, владельца «Росгосстраха» Данила Хачатурова. Forbes расспросил режиссера об отношениях с инвесторами.
У кого режиссеру легче просить денег на фильм: у приятеля-бизнесмена или у стороннего инвестора?
В российском кино не все отношения строятся на слове, многое — на силе. Фильм — большое испытание отношений между людьми, скользкая, опасная тема. Для бизнесмена кино — игра, забава, интерес, но не продюсерство в чистом виде. Он герой нашего времени, привык управлять всеми процессами. Западные продюсеры никогда не рвут отношений с режиссером, а русский бизнесмен может сказать: мне надоело, я тратил деньги, а теперь больше не хочу фильмом заниматься.
Данил Хачатуров и Александр Мамут такие же ужасные?
Нет-нет, что вы, они счастливое исключение. Даня… Данил — он с потрясающим чувством вкуса, очень деликатный человек. Как, знаете, думаешь, что гаишники ужасные и много лет в этом убеждаешься, а потом тебя останавливает такой милиционер, а ты веселый. Говоришь ему: «Рождество, мол, праздник, сам понимаешь…» И он вдруг оказывается хороший и тебя отпускает. Просто подарок.
Как происходило согласование бюджета на «Вдох-выдох»?
Данил приехал ко мне и сказал, что любит мое кино и хочет дать $1 млн. Сказал: можешь использовать на любой свой проект. Прибыль его не интересовала. Это уникальная ситуация, он поступил как благородный рыцарь.
Производство картины прошло так же идеально?
Не совсем. Ближе к концу съемок выяснилось, что мы не укладываемся в миллион, и я сказал, что всего картина будет стоить $1,2 млн. Данил ответил, что в его планы превышать миллион не входит. В итоге мы договорились, что часть «превышения» внесет он, часть я. Его финансисты очень быстро проверили отчетность снятой части фильма и утвердили обновленный бюджет. Так и досняли.
Хачатуров остался доволен?
Он был крайне недоволен прессой, которая написала гадости. В «Афише» сказали, что фильм — 83 минуты позора. Когда Даня прочел это, я думаю, он решил, что в этой стране вкладывать деньги в кино рано.
А Александр Мамут читал сценарий картины, на которую давал деньги?
Да, там другая история. Мы дружим давно, его семья любит мои фильмы. Если Даня не претендует (он в бизнесе гений), то Саша — творческий человек, потрясающий рассказчик. Его наблюдения парадоксальны, точны. Ему, как и мне, понравились пьесы братьев Пресняковых. Саша сказал, что он хочет, чтобы я снял фильм по их «Европе-Азии».
Кто выступает производителем ваших фильмов с юридической точки зрения?
Каждый раз создавалась новая компания. Отдельный вопрос — прокат. «Вдохом-выдохом» я занимался сам, продал фильм на Первый канал. А про «Европу-Азию» Саша сказал мне, чтобы я вообще не думал о прокате: ты, мол, этим не занимайся, это наша забота.
Прибыль его интересовала?
Нет, этот фильм снимался на тех же основаниях, что и «Вдох-выдох».
Снимать, не думая о том, что необходимо вернуть деньги, легче или труднее, чем в присутствии продюсера, который наблюдает за каждой копейкой?
Мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем фильмы строились на другой заинтересованности. Что такое хороший продюсер на Западе? Чувство нового в искусстве и умение превратить это чувство в бизнес. С друзьями же работать невероятно трудно. Просто есть вещи, которые в процессе съемки я не хочу ни с кем обсуждать: свое видение эпизода, детали. Вмешательство всегда болезненно…