Перед вами исследование заработков топ-менеджеров российских компаний. Краткие выводы: по итогам последнего года компенсации выросли на 15–20%, с большим отрывом лидируют инвестиционные банкиры и нефтяники, их годовые вознаграждения исчисляются миллионами долларов. Подробности — в обзорах 10 отраслей с самыми высокими компенсациями
Как мы считали
Рейтинг отраслей российской экономики с самым высоким уровнем оплаты труда топ-менеджеров (см. стр. 142–182) базируется на данных 11 кадровых агентств, специализирующихся на подборе руководителей. За основу брались суммы вознаграждений, которые компании выплатили руководителям высшего звена за 2006 год или назначили в 2007 году.
Отрасли в рейтинге расположены в соответствии со средней годовой компенсацией первого лица.
Для каждой отрасли и по каждой позиции указан диапазон и среднее значение годового вознаграждения с учетом всех известных хедхантерам примеров по выплатам за 2006 год и сделок по найму за последний год (с ноября 2006-го по ноябрь 2007-го).
Максимальный размер компенсаций топ-менеджеров приводится без учета исключительных случаев, которые сильно выделяются на общем фоне. Практически в каждой из 10 представленных отраслей есть менеджеры, получившие за 2006 год компенсации, выраженные цифрой с семью нулями.
Все цифры приведены до вычета подоходного налога (13%).
Взять натурой
За год число компаний, предлагающих сотрудникам опционы, выросло в пять раз.
Крупный московский банк в 2004 году пригласил на работу иностранного менеджера, поручив ему запустить программу потребительского кредитования. В 2006 году банкиру заплатили более $1 млн, включая бонус за успешную работу: портфель кредитов населению существенно вырос. Но одно дело раздать кредиты, и совсем другое — добиться их возврата. В этом году банку пришлось списать безнадежные ссуды на $20 млн. На новый бонус руководитель направления, естественно, рассчитывать не мог и уволился из банка.
Во избежание подобных ситуаций все больше компаний вводят в практику долгосрочную мотивацию менеджеров, самый распространенный способ — опционные программы.
«Опцион — это вовлечение человека в бизнес. Если менеджер работает за опцион, который зависит от результатов его труда, у него появляется желание увеличить прибыль компании, ее капитализацию, — говорит Андрей Филиппов, партнер кадрового агентства Horton International. — Сотрудник чувствует себя совладельцем, и перекупить его намного сложнее». Игорь Чугай, консультант компании Amrop Hever, приводит пример из своей практики. Телекоммуникационная компания попросила агентство подыскать менеджера. Кандидата нашли среди сотрудников крупного оператора связи. Он согласился на все условия нового работодателя, но в последний момент ему предложили опцион (компания в этом году запустила новую расширенную программу). Переход не состоялся.
В недавнем обзоре рынка компенсаций компания Ernst & Young отметила, что опционные программы предлагает уже четверть из рассмотренных российских компаний (в 2006 году — 5%). Еще 43% собираются ввести такие программы в будущем году. Часто компании, которые раньше предлагали опционные планы лишь высшему руководству, делают их доступными для большего количества сотрудников. «В этом году мы видели в два раза больше контрактов с опционами, чем год назад», — говорит консультант кадрового агентства Pynes & Moerner Елена Биренберг.
[pagebreak]
Обычно опционный план составляется на три-пять лет. В течение этого срока менеджер может получить и реализовать определенное количество опционов на акции компании. Опцион дает право его владельцу в будущем приобрести такие акции по фиксированной цене. Как правило, она устанавливается на уровне текущей рыночной стоимости акций или ниже. Чем больше вырастет цена акции за период действия опциона, тем больше заработает его владелец. Если человек уходит из компании, он лишается возможности реализовать свои опционы. В непубличных компаниях менеджерам просто дают небольшие пакеты акций с ограничением на их продажу в течение определенного срока.
Опционные программы всем хороши, но компания может от них отказаться. Например, X5 Retail Group (образовалась в результате слияния «Перекрестка» и «Пятерочки») в ноябре 2006 года отменила опционный план, по которому 13 менеджеров могли в конце года приобрести GDR компании по €0,25 при рыночной стоимости на тот момент $22. План принимался «Пятерочкой» до объединения с «Перекрестком», после которого капитализация компании существенно выросла.
Владельцам опционов в качестве компенсации выплатили денежное вознаграждение из расчета $11 за GDR, т. е. в два раза меньше, чем в случае продолжения действия опционной программы. Компания потратила на выплаты $65,6 млн, из которых $48 млн пришлось на четверых топ-менеджеров и $17,6 млн — на девятерых второго уровня. Больше всего досталось тогдашнему директору по развитию X5 Retail Group Игорю Видяеву — $26 млн.
В июне 2007-го X5 Retail Group утвердила новый четырехлетний опционный план, в котором смогут принять участие до 100 менеджеров компании. Цена исполнения опционов первого транша — $18 за GDR, 9 ноября одна расписка стоила на Лондонской фондовой бирже $34. Сотрудникам остается только надеяться, что эту программу акционеры компании не отменят, как предыдущую.