Английский клуб
Каков портрет среднего иностранного инвестора? Никто не знает. Но вы удивитесь: среди них попадаются весьма колоритные персонажи. Взять небольшую компанию Tovaritch & Spirits International, производящую в России водку «Товарищ». Не так давно ее 10% купила группа людей, которые время от времени надевают белые парики и роскошные мантии и раз в год встречаются с королевой. Почему? Они — члены палаты лордов британского парламента.
Лидер группы лордов-инвесторов — Роберт Скидельский, потомок эмигрировавших из России после революции промышленников, экономист и постоянный автор газеты «Ведомости». В 1991 году он получил титул лорда Тилтонского. (Такой же носил Джон Кейнс; Скидельский — автор трехтомной биографии этого знаменитого экономиста.) В списке из десятка его должностей в различных организациях есть такая: президент компании Labrus Investment Club. Эта фирма с 2004 года и осуществляет прямые инвестиции в небольшие российские предприятия.
В клуб инвесторов входят несколько лордов, приглашенных Скидельским, а также бизнесмены, интересующиеся Россией. Идея, как говорит помощник Скидельского и его партнер по инвестициям Павел Ерошкин, «улучшить отношение к России и показать, что здесь можно вести бизнес». Всего в клубе около 20 человек, которые инвестируют небольшие суммы в российские компании ($2–5 млн на проект).
Об инвестициях Ерошкин не рассказывает — известно только о той самой водке «Товарищ». Среди основателей этого проекта — живущий в Швейцарии итальянец Эудженио Литта и его московский партнер Никола Саваретти. Tovaritch & Spirits International разливает водку в Ленинградской области (объем производства — около 45 000 ящиков с начала года) и экспортирует ее в Европу. «Нам был важен стратегический партнер, и Скидельский с его клубом очень помогают нам развивать бизнес», — говорит Литта.
Клуб задействован всего в шести российских проектах, пять из них — в потребительской сфере, один — в девелопменте. Как говорит Ерошкин, под каждый проект создается собственная компания, в которой могут участвовать те или иные члены клуба. Британский закон не запрещает членам верхней палаты парламента осуществлять прямые инвестиции в чей-то бизнес.