Хотите стать рантье? Сначала научитесь экономить деньги
Казалось бы, жить на ренту легко и приятно. Банковский депозит на $1 млн с доходностью 4,1% годовых (такие ставки предлагает в России, например, Ситибанк) позволит ежемесячно тратить $3417, не уменьшая сумму основного капитала. Но даже в развитых странах богатство «пожирается» инфляцией — на $3417 в Америке 1977 года можно было купить в 3,4 раза больше, чем сегодня. Иначе говоря, покупательная способность $1 млн в 1977 году снизилась к 2007 году до $294 000.
Что делать, чтобы сохранить состояние? В исследовании Wealth preservation: The spending rates matters more than asset allocation руководитель аналитической группы JPMorgan Private Bank Патриция Стюарт дает в общем простой рецепт: чтобы не превратиться из богатого в бедняка, нужно ограничивать траты. Весь вопрос в том, сколько тратить.
В середине и конце 1990-х, когда американский индекс S&P 500 рос на 20–30% в год, акции кормили тысячи рантье. Люди по всему миру привыкли зарабатывать не на банковских вкладах, а на фондовом рынке. Теперь все не так: рынок уже не приносит больших доходов. По оценкам JPMorgan Private Bank, в ближайшие 7–15 лет американские акции будут приносить инвесторам лишь 7,5% годовых с учетом реинвестирования дивидендов, рынки Европы и Японии — 6,5–8%. И это без учета инфляции.
Чтобы избежать снижения стоимости личного состояния, Стюарт рекомендует направлять на расходы фиксированный процент от стоимости активов, которые находятся в вашем распоряжении. Оптимальная сумма — не больше 3–4% от объема состояния в год.
Эти цифры в JPMorgan получили, рассчитав с учетом инфляции доходность одинаковых инвестиционных портфелей на 20-летних интервалах с января 1926-го по декабрь 2005-го (всего 720 интервалов). Типовой портфель предполагал 70% инвестиций в акции, 25% — в облигации, 5% — деньги.
Понятно, что в разные 20-летние интервалы портфель приносит разную доходность, но Стюарт делает акцент на резких падениях рынка. Например, в 1973–1974 годах индекс S&P 500 упал на 42%. Если в течение какого-либо 20-летнего периода (включающего эти годы) рантье ежегодно изымал бы из портфеля 7% активов, потери состояния были бы очень велики — максимум составляет 73% от первоначального капитала.
Ежегодные расходы в 5% от стоимости портфеля снижали бы максимально возможные потери состояния за 20 лет до 50%. А бережливый рантье (расходы — 3% в год) в эти 20 лет потерял бы лишь 20% состояния. Экономность позволила бы ему избежать резкого снижения уровня потребления, в то время как живший на широкую ногу рантье был бы вынужден тратить все больше относительно своего тающего состояния и рисковал бы разориться вконец.
Но это пример из прошлого, а вот взгляд в будущее. Если тратить 7% от объема состояния (при среднем уровне инвестиционного риска — см. диаграмму), то в ближайшие 20 лет с вероятностью в 76% ваше состояние сократится на пятую часть. Траты 5% в год снижают эту вероятность до 47%, а экономный рантье (ежегодные расходы которого не превышают 3%) рискует потерять пятую часть состояния с вероятностью лишь 23%.
Подход JPMorgan — один из многих способов рационально ограничивать расходы. Например, президент инвестиционной компании The Jeffrey Company Джеймс Гарланд предлагает свое правило, которое было разработано для трастов и благотворительных фондов Америки: ежегодные траты не должны превышать размер полученных в предыдущем году дивидендов, увеличенных на 25%.
Есть и другой способ избежать потерь. Так в кризис 1973–1974 годов можно было продать акции, а деньги положить на депозит. А спустя два года — вновь выйти на фондовый рынок. Но это была бы гениальная спекулятивная операция, а не спокойная жизнь на проценты.