Миллиардер Мохаммед Ибрагим предлагает радикальное решение проблемы коррупции
Мохаммед (Мо) Ибрагим — миллиардер из Судана, построивший сотовую компанию Celtel (обслуживает 15 африканских стран). В 2005 году Ибрагим продал компанию за $3,4 млрд, сегодня его состояние оценивается в $2,5 млрд. Теперь 61-летний предприниматель одержим идеей, которая столь же нова, сколь наивна. Основанный им Фонд Мо Ибрагима в этом году впервые вручит премию ($5 млн) бывшему главе африканского государства, который проявил себя образцовым правителем с точки зрения политических свобод и законности. Размер этой ежегодной премии, по сравнению с которой «нобелевка» выглядит сущим карликом, будет расти — в будущем году она увеличится на $200 000. Изюминка в том, что политический деятель может номинироваться на премию, только если он уже покинул свой пост и не собирается возвращаться. Таким образом, у африканских правителей должен появиться стимул к тому, чтобы быть неподкупными и своевременно уйти. Ведь в Африке отставной политик не может рассчитывать на огромные гонорары от книг или лекций и, не имея других источников дохода, держится за власть до последнего. Проживающий в настоящее время в Лондоне Мо Ибрагим дал интервью Forbes.
Разве коррумпированный политик не может присвоить больше $5 млн?
Не будем столь циничны. Не надо исходить из посылки, что все люди воры. Это не так. И мы не хотим выманить вора с его места работы. Мы хотим другого. Мы хотим отметить наградой мужчин и женщин, которые достойно выполняют свои обязанности и с достоинством уходят. Мы не откупаемся от воров.
А вы не хотите, чтобы хорошие политики подольше были на своем посту?
Благими намерениями вымощена дорога в ад. Мы твердо знаем, что власть развращает. Если человек задерживается на своем посту, дела начинают идти плохо. Нужно дать шанс тем, у кого свежие идеи.
Как обстоят дела с коррупцией в Африке?
Меня немного озадачивает и раздражает, когда мои друзья на Западе начинают читать мне лекции о коррупции в Африке. Кто коррумпирует Африку, как не бизнесмены с Запада?
У вас когда-нибудь вымогали взятку?
Конечно. И не раз. Но когда я начал заниматься Celtel, мы сразу сказали, что взяток платить не будем, и не заплатили ни доллара. В Африке можно заниматься бизнесом без взяток, и мы это доказали.
Почему в Африке не расширяется иностранное присутствие?
Из-за проблем с инфраструктурой и образованием. Еще есть проблема адекватного освещения ситуации в Африке. СМИ по своей природе — заложники времени, отведенного им в эфире. На Африку выделяют 15 секунд. И все 15 секунд говорят о диктаторе Мугабе.
Стоит ли крупным иностранным компаниям инвестировать в Африку?
Прежде всего следует относиться к Африке как к нормальному месту. В 15 раз больше фондовых аналитиков в мире занимается индийскими компаниями, чем африканскими, а китайскими — в 11 раз больше. Не мог бы кто-нибудь включить свет и расширить наше представление об этом месте?
Как себя чувствует человек, сделавший состояние в Африке, притом что там столько нищих?
Ужасно. Ведь и я мог оказаться среди них. Просто мне повезло. Я получил образование. В остальном я ничем не лучше их.