К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Третья попытка


Вадим Варшавский стремится в клуб крупных российских промышленников с конца 1990-х. Энергетическим магнатом и угольным генералом ему стать не удалось. Теперь он пробует себя в металлургии

В жаркий июльский день Театральная площадь Ростова-на-Дону и подступы к ней были запружены тысячами людей. Небывалый ажиотаж вызвал концерт Элтона Джона. Британская поп-звезда приехала выступать на торжествах, посвященных 70-летию Ростовской области и открытию первой очереди электрометаллургического завода в Шахтах, принадлежащего холдингу «ЭСТАР». Совладелец «ЭСТАРа» и депутат Госдумы Вадим Варшавский слушал британца из VIP-ложи, возведенной неподалеку от сцены. Шоу под названием «Красный рояль» обошлось ему более чем в $1 млн, и его не смог испортить даже призыв к бойкоту концерта со стороны руководства авторитетного в Ростовской области общества «Всевеликое войско Донское», которое было возмущено публичным выступлением в городе артиста нетрадиционной сексуальной ориентации.

К бизнесу Вадим Варшавский подходит с не меньшим размахом, чем к праздничным мероприятиям. Холдинг «ЭСТАР» собран за четыре года из семи трубных и электрометаллургических заводов малой мощности. По итогам 2006 года компания произвела чуть меньше 1 млн т продукции. В планах Варшавского изготавливать около 6–7 млн т — это объемы, сопоставимые с нынешним производством группы «Мечел», входящей в десятку крупнейших российских металлургических компаний. Удастся ли Варшавскому осуществить свои планы — большой вопрос. Прежде он уже пытался построить крупнейшую угольную компанию России. Компания эта называлась «Русский уголь», сейчас она добывает около 13 млн т угля в год. Для сравнения: Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), с которой Варшавский в свое время боролся за лидерство, добывает почти в семь раз больше — около 89 млн т.

Потомственный угольщик (дед и отец Варшавского — шахтеры, последний дослужился до главы крупного строительного предприятия «Якутуглестрой», строил город Нерюнгри), бизнесмен начал свою карьеру инженером на Павловском угольном разрезе в Приморье. После краха СССР зарабатывал торговлей: пользуясь связями на угольных предприятиях, возил колбасу из Москвы в Нерюнгри, масло с советских военных складов в Эстонии на Кузбасс. Правда, в качестве торговца экс-угольщик чувствовал себя, по его словам, некомфортно. «Всю жизнь занимался производством, а тут колбаса, бандиты», — говорит он в интервью Forbes.

 

Возможность покончить с торговлей представилась в 1995 году. Варшавский в партнерстве с банком «Мир» учредил инвестиционную компанию «Мир Инвест». «Мы пылесосили по рынку акций, покупали их у населения. Формировали блоки, а потом перепродавали их на растущем рынке», — вспоминает бывший партнер Варшавского по «Мир Инвесту», а ныне по UBC Александр Александров. По словам самого Варшавского, в разное время «Мир Инвест» владел миноритарными пакетами «Сургутнефтегаза», «Черноморнефти», «Тулачермета», «Кемеровского кокса».

Наивысшим достижением компании стало управление 15% акций крупного кемеровского энергетического холдинга «Кузбассэнерго» (5% акций партнеры скупили, еще 10% получили в управление у менеджмента). «Мир Инвест» даже организовывал в 1997 году размещение ADR «Кузбассэнерго» за рубежом. Варшавский, по собственному признанию, помогал «расшивать платежи» энергетиков угольщикам. Правда, удержать и закрепить контроль над «Кузбассэнерго» ему в итоге так и не удалось. В 1998 году стараниями группы «Миком» Михаила Живило предприятие было признано банкротом и на нем было введено внешнее управление. На вопрос о том, не упустил ли он тогда шанс стать энергетическим магнатом, Варшавский отвечает: «Мы были брокерами, были не готовы к управлению. Надо было команду создать».

 

Но опыт работы с угольщиками оказался полезен. В 1999 году администрация Кемеровской области передала в управление «Мир Инвесту» 15% «Кузбассразрезугля», находящихся в областной собственности. Одновременно контрольный пакет «Мир Инвеста» купила компания Transrail, которую связывали со структурами МПС. Позже пути Transrail и «Мир Инвеста» разошлись, причем акции «Кузбассразрезугля» остались у Transrail (сейчас угольная компания принадлежит предпринимателю Искандеру Махмудову).

А Варшавский обзавелся первым собственным угольным предприятием: в период сотрудничества с Transrail «Мир Инвест» скупил контрольный пакет акций у коллектива разреза «Черниговец». Правда, тихо завладеть предприятием не получилось. Оспорить законность приобретения акций пыталась группа «Миком», что вылилось в многомесячное противостояние со штурмами шахтоуправления и участием милиции. Варшавский выиграл войну с «Микомом»: сейчас он контролирует «Черниговец» в партнерстве с хозяевами компании «Сибирский деловой союз» Владимиром Гридиным и Михаилом Федяевым.

Вскоре у Варшавского появился шанс поработать еще в одной отрасли. В 1999 году он по приглашению Шалвы Чигиринского стал гендиректором Московской нефтяной компании (главное предприятие — Московский НПЗ), созданной Юрием Лужковым на волне популярной тогда идеи энергетической самодостаточности столицы. Но здесь бизнесмен не задержался. «Я был не готов работать в реалиях московского правительства, когда один человек принимает решение, другой его отменяет», — объясняет Варшавский.

 

Покинув МНК, он предпринял вторую попытку стать крупным энергетиком. «Он подыскивал партнеров, которые имеют более сильный административный и финансовый ресурс, чтобы помочь ему в приобретении активов», — рассказывает Олег Мисевра, возглавлявший тогда СУЭК. Поиски увенчались успехом: партнерами Варшавского стали обладающие немалым политическим влиянием совладельцы Межпромбанка Сергей Пугачев и Сергей Веремеенко, а также «Роснефть».

Созданный партнерами в 2002 году концерн «Русский уголь» тут же продекларировал цель стать одной из крупнейших угольных компаний России. Новоиспеченный глава «Русского угля» вступил в жесткую схватку с СУЭК Андрея Мельниченко и Сергея Попова. «Вадик был самым агрессивным, и ему больше всех и удалось», — оценивает успехи Варшавского Мисевра. «Он такой немного угловатый в отношениях с людьми. Но с ним легко работать» — так охарактеризовал бизнесмена в одном из интервью Сергей Веремеенко.

Удалось Варшавскому немногое: «Русский уголь» вырвал у СУЭКа «Дальвостуголь». После череды публичных перепалок из-за контроля над другими предприятиями (в конце 2002 года Олег Мисевра даже обвинил Варшавского в шантаже) проект поочередно покинули «Роснефть», Сергей Пугачев и Сергей Веремеенко. Затем вышел из проекта и сам Варшавский: 50% компании купил владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев, он же получил опцион на покупку оставшейся доли в «Русском угле». Но нынешним летом под угрозой уголовного преследования Гуцериев спешно начал распродавать свои компании, а затем и вовсе был вынужден покинуть Россию.

А Варшавский снова переквалифицировался, на этот раз из угольщиков в металлурги. С 2004 года подконтрольные ему структуры скупают небольшие сталепрокатные и трубные заводы, выстраивая их в металлургическую компанию полного цикла. Например, Новосибирский метзавод как поставщик штрипса (стальной полосы) обеспечивает сырьем трубные заводы «ЭСТАРа», а слябы, необходимые для выпуска штрипса, идут с Златоустовского метзавода. Ассортимент продукции, помимо труб небольшого диаметра для ЖКХ, автопрома и мебельной промышленности («ЭСТАР» занимает порядка 20% рынка), — патронные ленты, заготовки для монет, строительная арматура, вилки и ножи. В партнерах у Варшавского — хабаровский предприниматель Александр Шишкин, хозяин завода «Амурметалл», опцион на выкуп 100% которого есть у «ЭСТАРа», а также старый знакомый Сергей Веремеенко.

По итогам 2006 года предприятия группы показали 20-процентный рост объемов производства. Рыночная конъюнктура благоприятна: в России, Средиземноморье и Азии строительный бум, требуется много арматуры. В нашей стране рынок металлопродукции для строительной отрасли ежегодно прибавляет около 20%. Как нельзя кстати пришлось завоеванное Россией право на проведение Олимпиады в Сочи. «Ближе нашего РЭМЗа (тот самый Ростовский электрометаллургический завод, построенный в Шахтах. — Forbes) к Сочи ничего нет», — потирает руки Варшавский. Олимпиада-2014 приведет к росту потребления металлопродукции в Южном федеральном округе на 2–2,5 млн т, прогнозируют эксперты.

 

Но, похоже, планам Варшавского ворваться в клуб крупных промышленников вновь не суждено сбыться. Недавно объявлено о строительстве в России как минимум 10 новых электрометаллургических заводов. Заработать на растущем спросе хотят УГМК, «Северсталь» и другие компании, владельцы которых давно обосновались в списке богатейших бизнесменов России.

Подарки, бижутерия и коньяк

В большом бизнесе Вадим Варшавский все еще бьется за место под солнцем, а вот в среднем вполне освоился. Уголь и сталь — не единственные увлечения предпринимателя, который демонстрирует впечатляющую широту интересов. «У Варшавского всякое было: и маленький аэродром, и небольшая нефтяная вышка. У него очень большая диверсификация, он берет все, что может приносить доход», — характеризует бизнесмена один из его бывших менеджеров. В 2005 году сырьевой бизнесмен Варшавский неожиданно купил сеть магазинов необычных подарков Le Futur, торгующую говорящими фотоальбомами и ручками с исчезающими чернилами. Год спустя к ней добавилась еще одна подарочная сеть — Bagatelle. А совсем недавно компания United Brands Company (UBC), объединяющая розничные активы Варшавского, приобрела франшизу на управление в России турецкой сетью So Сhiс, продающей бижутерию. Итог: UBC управляет более 60 магазинами Le Futur и Bagatelle. В планах — одежная розница.

Помимо бижутерии Варшавский собирается продавать свинину. Появившаяся в 2006 году компания «Русская свинина» стала инициатором строительства сразу трех свинокомплексов в Ростовской области. Не исключено, что произведенное там мясо появится на прилавках одного из торговых центров, которые компания предпринимателя «Многофункциональные центры» строит в Новосибирске и Кемерове (совместно с «Сибирским деловым союзом»). Еще два проекта — в Таганроге и Шахтах — находятся в разработке.

Купленный в прошлом году французский коньячный дом Croizet Eymard et Cie, как утверждает глава «Русского винного треста» Марина Селиванова, тоже не забава для предпринимателя. «Коньячный рынок второй год растет. Напиток очень любят в скандинавских странах, США, Китае», — отмечает Селиванова, собирающаяся увеличить продажи Croizet вдвое — до 2 млн бутылок. Наслаждается же коньяком Вадим Варшавский в собственном ресторане «Доля ангелов» неподалеку от офиса.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+