На улицах круглый год либо слякоть, либо пыль. Владельцев фирмы «Эколайн» это обстоятельство только радует
Китайская промышлен- ность поднялась во многом благодаря одной трехходовой схеме. Шаг первый: разбирается на составные части импортный станок (смеситель для ванной, диван, игрушка и т. д.), рисуются чертежи. Второй: ищутся поставщики комплектующих. Третий: организуется сборка. В России эта схема тоже работает, о чем мы не раз писали в рубрике «Предприниматели». Вот очередной пример.
Питерские бизнесмены Эдуард Суховей, Александр Зайцев и Валерий Уровский, ранее занимавшиеся поставкой химических реактивов на промышленные предприятия, в 1998 году задумали создать сеть пунктов по чистке и ремонту обуви. «В России не было качественного сервиса в этой сфере, так что мы выбрали неконкурентную среду», — объясняет Суховей. Но замысел осуществить не удалось — грянул финансовый кризис. И вместо оборудования для розничных точек компаньоны купили машинку для чистки обуви немецкой фирмы Hardo, разобрали ее, изучили принцип работы и наладили собственное производство. Результат: их фирма «Эколайн» стала единственным отечественным производителем подобных машинок; ее продукция установлена, например, в ресторанах группы «Арпиком», мужских туалетах аэропорта «Шереметьево» и в холле административного здания алюминиевого завода в Кандалакше.
Основное преимущество российской компании — цена. Самая дорогая модель стоит 34 880 рублей (аналогичный по функциям аппарат популярной в России немецкой марки Heute — более 60 000 рублей). Всего у «Эколайна» 14 моделей, но 35–45% продаж приходится на самую популярную — по 18 880 рублей.
Добиться низких цен стоило большого труда. На создание первого серийного образца у «Эколайна» ушло два года. Ни один щетинно-щеточный завод в России не делал круглых щеток — пришлось создавать собственный цех, зато теперь щетки обходятся в три раза дешевле импортных. Насаживать их прямо на двигатель, как у немцев, не получилось — стали использовать ременную тягу. Обувной крем для машинок специально по заказу «Эколайна» производит российская фирма «Диви».
Наиболее сложная и дорогая часть машинок для чистки обуви — двигатель. «Эколайн» поначалу закупал итальянские моторы, потом перешли на продукцию «Мосэлектромаша», которая в два раза дешевле. Довести их до ума помог ВНИИ малых электрических машин: перед тем как установить двигатель, его полностью перебирают, меняют подшипники. Работа ручная, но Суховей с партнерами нашли способ сэкономить и на этой операции — с 2002 года они размещают заказы в исправительной колонии под Санкт-Петербургом.
Помимо конкуренции с немецкими машинками Heute и другой популярной маркой, Saro, у «Эколайна» есть и другая причина снижать себестоимость — за время работы компании в два раза выросли цены на электродвигатели, постоянно дорожает металл, и даже работа заключенных стоит уже в два-три раза выше, чем раньше. «Мы не можем поднимать цену оборудования соответственно — это будет некорректно», — говорит Суховей. Впервые цены на машинки они повысили год назад — на 10–15%.
На чем удается экономить? Компания не тратит денег на продвижение — этим занимаются дилеры, которым «Эколайн» позволяет заработать на каждой машинке немалые 30–40%. Дилеры — а они есть уже в 50 городах — стараются: торговый представитель в Казани, например, по собственной инициативе стал бесплатно устанавливать потенциальным клиентам машинки на пробу — через неделю многие предпочли выкупить аппарат. В месяц ему удается продавать по 15 машинок, что в «Эколайне» считается рекордным показателем для одного продавца.
По словам Андрея Виноградова, гендиректора компании «Партнеры», одного из самых активных дилеров, спрос на машинки ежегодно увеличивается в два раза. За первое полугодие 2007-го ему удалось реализовать более 150 автоматов Heute и около 100 машинок «Эколайна». У Виноградова, правда, есть претензии к петербургской фирме — большее по сравнению с немцами число рекламаций и узкий ассортимент.
В «Эколайне» уверяют, что реагируют на критику быстро. Недавно они обнаружили постоянный брак в работе подрядчиков-токарей и теперь заказы размещают у проверенного партнера — в колонии. А осенью появятся три новинки. Обещают, например, выпустить компактную машинку для квартир и личных кабинетов всего за 10 000 рублей. Спрос на чистую обувь растет: «Эколайн» не раскрывает своей выручки, но в компании говорят, что третий год подряд она увеличивается на 25%.
А как же немцы, с машинки которых все начиналось? В Россию Hardo через своего дистрибьютора в Германии поставляет в основном машинки для ремонта обуви. «Мы ничего не слышали про «Эколайн», — говорит в интервью Forbes Хауке-Михаэль Иммиг, отвечающий в Hardo за продажи. «Если не используются технологии или механизмы, защищенные патентом, то никаких претензий им предъявить нельзя», — объясняет Юрий Добронравов, глава юридической компании «Добронравов и партнеры».
Всюду грязь
Несмотря на то что промышленные предприятия по всей стране все чаще устанавливают автоматы для чистки обуви на выходе из цехов, 75% продаж машинок приходится на Москву. Автоматы для чистки обуви в России пока распространены меньше, чем в Европе. Хотя предпосылок для пользования ими больше.
Во-первых, у нас дольше стоит холодная погода, зимой часто случаются оттепели, отчего образуется много грязи.
Во-вторых, по расчетам Научно-исследовательского и проектно-изыскательского института экологии города, в Москве больше открытого грунта, чем в любом среднестатистическом европейском городе, где предпочитают газоны. Разница с провинциальными городами еще разительнее.
В-третьих, не продумано благоустройство дорог. Как отмечает Вячеслав Паньков, директор НП «Гильдия экологов», дождевые канавки вдоль дорог отсутствуют, обочины в России делают выше, чем покрытие, и во время выпадения осадков вся грязь стекает на дороги.
В-четвертых, структура почвы в России хуже, чем в Европе. «В наших почвах меньше связующих элементов, и за счет этого они сильнее пылят», — говорит заместитель директора Института экологического почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова Герман Куст.