Открыть новый бизнес часто мешают предрассудки. А неадекватная оценка перспектив может привести к краху
Миф 1 Создать бизнес в интернете ничего не стоит
По данным инвестиционной компании «Финам», только за прошлый год в российском интернете появилось около 150 000 новых коммерческих проектов. «Стартовые инвестиции в нишевый региональный интернет-проект, например тематическое СМИ или небольшой интернет-магазин, — это $15 000–20 000 за год, окупаемость от 6 до 12 месяцев», — уверяет Андрей Рябых, владелец питерской компании WebMaster.Spb, которая специализируется на сетевых стартапах (среди последних — информационно-справочный портал «Все кредиты России»).
Но так ли все просто? Здесь можно провести аналогию с кино. Да, в одном из нескольких тысяч случаев малобюджетный фильм становится мегахитом. Вспомните «Ведьму из Блэр» (1999) — при бюджете в $25 000 за пять лет картина принесла $248 млн доходов. Однако большинство успешных кинопроектов — крепкие середняки с дорогими актерами и хорошими бюджетами. И это следствие высокой конкуренции.
Вернемся к цифре $15 000–20 000 в год. Директор по развитию блогов интернет-компании «Суп» Антон Носик считает, что этих денег вряд ли хватит на регистрацию юрлица, аренду офиса, оборудование и подключение к интернету, бухгалтерию, фонд оплаты труда, разработку программного обеспечения, хостинг и техподдержку. Если речь идет о создании интернет-магазина, то стоит добавить еще затраты на доставку товаров. По оценкам «Финама», первоначальные вложения составят $150 000–200 000.
Итог грошовых инвестиций — более 60% возникающих в интернете проектов прекращают существование в течение двух лет после запуска из-за отсутствия прибыли. Но это не значит, что стоит отказаться от идеи строить бизнес в Сети. «Ошибка большинства интернет-предпринимателей — в попытке клонировать чужие успешные проекты, украв дизайн, навигацию, идеи и принцип работы. Эта модель в 999 случаях из тысячи ведет к краху, — объясняет неудачи Носик. — Но если проект сделан с душой, интересен или полезен, у него естественным порядком возникает аудитория».
Вот пара примеров успешных стартапов последнего времени. Социальная сеть moikrug.ru — по оценкам, компания «Яндекс» приобрела этот портал более чем за $1 млн. Другой портал, построенный по аналогичному принципу, — odnoklassniki.ru. Он появился только весной 2006 года, но уже сейчас привлекает более 100 000 посетителей в день.
Миф 2 Торговлю подмяли под себя крупные сети
Создатель розничной сети «Магнит», крупнейшей по охвату в России, Сергей Галицкий считает, что для новичков в его сфере время упущено: «Заходить на рынок можно, но необходимо иметь большое количество ресурсов, так как ошибки, которые мы совершили за 12 лет, для молодой компании сейчас будут убийственны». Миллиардер все же оставляет надежду создателям новых проектов. Он говорит, что успеха могут добиться и владельцы единственного магазина, если у него выигрышное расположение и удачная специализация — мясная лавка, например.
Олег Бакун, глава консалтинговой фирмы Core Competences Retail Evolution Company (у него самого когда-то был один магазин в Калужской области, который пришлось продать), советует оценивать недостатки находящихся по соседству магазинов крупных сетей и в соответствии с этим выстраивать свою работу. К примеру, если они закрываются в 22:00, то нужно работать позже. «Если поток покупателей есть, то магазин окупится через 3–5 лет», — уверен Бакун.
По данным общественной организации по поддержке малого и среднего бизнеса «Опора России», в сфере торговли работают 50% зарегистрированных в стране малых предприятий, а если считать и индивидуальных предпринимателей, то все 80%. Правда, в основном они торгуют на рынках. Кстати, торговля и дальше будет переноситься с рынков в магазины. Это значит, что кто-то их должен открывать.
Миф 3 Гостиницы — очень прибыльный бизнес
Речь идет не о роскошных отелях и комплексах «три звезды» на 1000 мест, а о небольших гостиницах, которые еще называют мини-отелями. Мода на них зародилась в Санкт-Петербурге лет семь назад. По словам Алексея Мусакина, гендиректора питерского «Шелфорта», выпустившего недавно книгу «Малый отель: с чего начать и как преуспеть», на данный момент в этом городе открыто около 550 мини-отелей, на них приходится половина номерного фонда города. А лидирует по количеству небольших отелей Краснодарский край — там их около 16 000.
Когда цены на недвижимость стали расти, интерес предпринимателей к мини-отелям снизился — помещения, по-хорошему, нужно ведь выкупить в собственность. «Есть смысл входить на этот рынок, только если вы имеете долгосрочные планы», — говорит Мусакин. По его словам, срок окупаемости отеля по сравнению с 2001 годом увеличился в два раза — до восьми лет.
Сергей Морев, генеральный директор компании «Петербургские отели», которая управляет двумя гостиницами «Абажур», мини-отелем «Серебряный век» и хостелом «Абрикос», приводит такой бизнес-план: $500 000 уйдет на покупку помещения, пригодного для создания 6–7 номеров, еще $100 000–150 000 придется вложить в ремонт. Ежемесячные затраты на персонал — около 120 000 рублей. После выхода проекта на самоокупаемость можно будет получать около $100 000 прибыли в год.
Но это при условии, что место выбрано верно. Иначе придется заполнять номера, полагаясь на турагентства и отдавая им существенную часть выручки. «Был момент, когда комиссия агентств с обычных 10% возросла до 40%. При таком положении вещей отель вообще не получает прибыли с клиента, лишь окупает затраты», — говорит Морев.
Миф 4 Строительство — удел больших компаний
Распространенное мнение о строительном рынке — он сильно коррумпирован и захвачен крупными игроками. Правда заключается в том, что этот рынок вырос так сильно, что, какими бы крупными ни были игроки и как бы тесно они ни работали с чиновниками, есть место для новых компаний. «Этот рынок — бездонная бочка», — говорит Михаил Вильнер, генеральный директор компании «Бератех», которая занимается мойкой, очисткой и реставрацией фасадов, отделкой.
По словам владельца девелоперской компании Mirax Group Сергея Полонского (34 года, 71-е место в «Золотой сотне» Forbes), строительство открывает массу возможностей для малых предпринимателей: проектирование, инженерия, благоустройство, отделка. «Мы сейчас вынуждены монолит лить сами, потому что не можем найти подрядчиков: нам надо 5–6 этажей заливать, а они максимум 2–3 готовы делать», — жалуется он. У Полонского 20 незакрытых позиций по подрядчикам, в тендерах, говорит он, могут участвовать и малые предприятия, если берутся обеспечить качество и сроки.
Игорь Медников, гендиректор компании «Зеон», которая занимается установкой неонового оборудования в интерьерах (подсветка потолков и проч.), верит в рост бизнеса. Вложенные в дело $50 000 он вернул за полгода. Рентабельность в зависимости от проекта — 7–30%. Теперь «Зеон» собирается выйти на более широкий рынок освещения вообще, не только неонового. «Там много конкурентов, но они совершают много ошибок», — говорит Медников.
«Здесь все зависит от людей. Если работают нормальные люди, бизнес пойдет», — резюмирует предприниматель Вильнер.