Лето выдалось неспокойным для бизнеса. В самый разгар сезона отпусков государственная машина принялась перемалывать частную собственность с новой силой. Список пострадавших: «Русснефть», «Русский стандарт», «Евросеть», «Протек». Все эти компании лишены «первородного греха» приватизации, так как были созданы либо с нуля, либо путем скупки давно приватизированных активов. Но государство подобрало им другие грехи: от неуплаты налогов до контрабанды, от взяточничества до пресловутой «дискредитации идеи потребительского кредитования». Описываемые события можно поставить в один ряд с атакой на бизнес в 2000–2001 годах, когда новая власть принялась за «равноудаление» олигархов. Подросли новые миллиардеры, теперь, видимо, настал их черед держать оборону. Прогнозы комментаторов, как и тогда, снова полны пессимизма.
Хотя, если разобраться, ничего, увы, не поменялось. Российский бизнес как раньше, так и сейчас вынужден учитывать риск, описываемый народной поговоркой «от сумы да от тюрьмы не зарекайся». Приход налоговой, вызов на допрос в прокуратуру, вымогательство взяток, рейдерские атаки — это фон, который присущ нашему суровому экономическому климату, так же как минусовые температуры — климату географическому. Растет бизнес — растут аппетиты силовиков, выбираются новые жертвы. Бизнес-сообщество проглатывает новые репрессии и, посокрушавшись, движется дальше.
В июле 2000 года, в самый разгар налоговых проверок в олигархических компаниях, газета «Коммерсантъ» провела блиц-опрос на тему «За кем теперь придут?». Бизнесмены, известный писатель и даже один руководитель субъекта Федерации отвечали на редкость единодушно: «Прийти могут за каждым», «Все это похоже на лотерею, где один кукловод вытягивает спички и называет очередную жертву», «Никто сегодня не застрахован», «Придут ко всем», «Следующим могу стать и я». Страшная картина. Но вот прошло семь лет. Все пять участников опроса, давших мрачный прогноз, по-прежнему занимаются своим делом. Даже глава субъекта Федерации держится. А российский ВВП тем временем вырос на 43%, индекс РТС — в 10 раз, накопленные иностранные инвестиции — в 6 раз.
Наши коллеги из американского Forbes не так давно назвали Россию «пуленепробиваемым рынком»: «Кажется, ничто не в состоянии сотрясти его — ни беззаконие, ни убийства, ни вышвыривание иностранных инвесторов». Возможно, с точки зрения здравого смысла российская экономика давно должна была прекратить существование. Но она выживает. Причем не только за счет высоких цен на нефть, но и благодаря неиссякаемой активности предпринимательского класса. Стоит ли рассчитывать на потепление экономического климата? К сожалению, даже если это произойдет, восстановить доверие бизнесменов к власти будет очень сложно. Его, по сути, просто нет. Иллюстрация: за пять месяцев налоговой амнистии, объявленной в этом году, граждане нашей страны, в которой проживает, по оценкам, 119 000 миллионеров, согласились легализовать всего $10 млн.