У предпринимателя Вадима Дымова масса безумных идей. Что он с ними делает?
Вадим Дымов, создатель одноименного бренда колбасных изделий, никогда не расстается со смартфоном Nokia, миниатюрным цифровым фотоаппаратом Canon и блокнотом Moleskin. С их помощью он фиксирует все, что кажется ему интересным: фотографирует витрины и уличные сценки, записывает свои мысли или чужие цитаты. В блокноте есть даже аппликации — Дымов не ленится вклеивать интригующие вырезки из газет и журналов (из Esquire, к примеру). Зачем? Из всего этого «сырья» рождаются новые идеи для его бизнеса. Речь не столько об основном бизнесе Дымова, производстве мясных изделий (выручка — $350 млн в год), сколько о проектах помельче.
Мы встречаемся с ним в ресторане «Дымов №1», откуда он собирается ехать в торговый центр «Горбушкин двор», где открывается его третий магазин «Республика», торгующий музыкой, фильмами, книгами и подарками. Скоро Дымов начнет продавать в «Республиках» книги собственного издательства. Еще у него есть предприятие по производству керамики в Суздале, где предприниматель построил себе дом. Вместе с другом он вложил деньги в кирпичный завод в Павловском Посаде. Еще три-четыре коммерческие идеи Дымов планирует воплотить в ближайшем будущем. Что это будет, он не говорит. Но все новые проекты зафиксированы в дымовском «молескине».
Это похоже на мозговой штурм в одиночку. «У меня как выдается свободная минута, я сажусь и записываю все подряд, что в голову придет. Думаю сразу во всех направлениях, не могу долго думать о чем-то одном», — рассказывает Дымов, перелистывая блокнот. Вот наброски нового логотипа для суздальской керамики. Рядом маркетинговый план по продвижению ресторана. А вот запись от 9 ноября 2006 года: «Что дает силы? Убежденность в верности собственных нравственных ориентиров».
Это уже третья по счету книжка, Дымов начал заполнять ее в прошлом году. Примерно два раза в месяц он делится своими замыслами с менеджерами, собрав их в неформальной обстановке, на пикнике например. «Вбросив» новую идею, час или два слушает, как ее обсуждают. А потом встает и объявляет свое авторитарное решение: приступать к воплощению или нет. На этом творчество заканчивается — начинаются суровые будни. Вначале для обкатки новой идеи создают рабочую группу, определив ей план работы и сроки. Если необходимо, заказывают дополнительные исследования. По итогам работы группы принимается решение — стоит ли финансировать данный проект. В случае положительного ответа пишут конкретную стратегию: кого привлечь в партнеры, что закупить, какой выделить бюджет.
Многие ли записи в блокноте доходят до реализации? Дымов показывает сделанные год назад пометки, касающиеся «Республики»: показ короткометражек дипломантов ВГИКа, чаепития на лавочке перед магазином, специальные сумки-авоськи для книг, коллекция культовых фотоаппаратов ЛОМО, бесплатный обмен прочитанными книгами — «бук-кроссинг»…
Смотрим на результат. Авоськи на входе уже есть, фильмы вгиковцев в кафе при магазине крутят, коллекция фотоаппаратов ЛОМО — в ассортименте, тысячу книг для обмена тоже уже выделили — их можно читать, потом возвращать в магазин с пометками, брать следующую. «По поводу возврата я не парюсь, это хорошая такая, республиканская идея», — говорит Дымов. Он хотел пустить по городу троллейбус, где будут лежать книжки — люди заходят, берут, выходят. Но пока не продумал до конца. Не исключено, что из идеи с троллейбусом так ничего и не выйдет — в конце концов, 90% задумок Дымова воплотить не удается.
От блокнота переходим к фотоаппарату. «Вот видишь, — показывает Дымов цифровой снимок, — это урны в Нью-Йорке, красивые, правда? А вот парень прямо на улице терки для овощей продает. Грамотно продает, со страстью! А вот книги в витрине, интересное оформление обложек, в издательстве пригодится. А вот это столики, в Копенгагене сфотографировал — такие салфеточки в моем ресторане очень бы хорошо смотрелись».
Откуда еще берутся идеи? Дымов говорит, что стимуляторами не пользуется: «Наоборот, я когда выпью, ничего в голову не лезет». Зато самые простые вещи могут натолкнуть его на интересную мысль. Вот, например, увидел в пепельнице бычок от сигареты «Космос» и устроил в своей «Республике» празднование Дня космонавтики.
Чтобы не забыть что-то важное, Дымов периодически пролистывает свой блокнот. Иногда вносит какие-то поправки или дополнения, а иногда и радикально меняет первоначальный замысел. Запись: «Съездить с кем-нибудь в Таллин, просто так». И рядом зеленой ручкой приписка: «Не поеду». Это после переноса памятника советским солдатам.
Книги, колбасные изделия, керамика, рестораны, музыка… Не мешает ли такая всеядность вести дела? Дымов говорит, что концентрироваться на текущих задачах ему помогает военная выучка (он окончил Уссурийское суворовское военное училище). Ну и, конечно, его команда, менеджеры. «Вот их я просто насилую, — шутит он. — Я им говорю: мелочью не занимайся, тебе надо достичь сопки Лысой к такому-то времени силами такого-то подразделения; всё, иди выполняй».
Для себя Дымов ставит другие задачи. «Я не машина и не хочу превращаться в машину, которая тупо зарабатывает бабки», — говорит он. Как выглядит его рецепт счастья? «Я делаю то, что мне интересно. В этом преимущество хозяина бизнеса». Пожалуй, это можно будет написать на первой странице следующего блокнота.