Зачем хозяин холдинга «Акрон» тратится на ядерное разоружение
«Володя, это кто? Почему он здесь? Теперь у русских так много денег, что они дают на проблемы глобального масштаба?» — шептал на ухо главе Центра политических исследований России Владимиру Орлову коллега-американец. Беседа происходила в конце мая в конгресс-центре Luxexpo (Люксембург). На Международную конференцию по предотвращению ядерной катастрофы собрались статусные гости: глава МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадеи, председатель Международной комиссии по оружию массового уничтожения Ханс Бликс, экс-министр обороны США Уильям Перри — всего 57 участников из 14 стран. В антиядерном сообществе все друг друга знают. Но главу холдинга «Акрон», президента Российского еврейского конгресса (РЕК) и по совместительству председателя оргкомитета конференции Вячеслава Кантора (№56 рейтинга богатейших предпринимателей России, $1,1 млрд), который занял место в президиуме, узнали не все. Впрочем, глава МАГАТЭ дружески называл его «Слава».
Представительное мероприятие организовал и финансировал опекаемый Кантором Европейский еврейский фонд (ЕЕФ). Два дня форума прошли очень плодотворно. В частности, делегаты обсудили ядерную угрозу, исходящую от стран Ближнего и Среднего Востока, и осудили позицию США, мешающую принятию международного Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. США также подверглись критике за нежелание предоставить юридически обязывающие гарантии безопасности неядерным государствам — членам Договора о нераспространении ядерного оружия.
В кулуарах конференции также обсуждали, зачем производитель удобрений из Новгорода борется за ядерное сдерживание. Кто-то говорил: выслуживается. «Важно не только быть лояльным, но и востребованным властью. Конкурент [Кантора] Берл Лазар (главный раввин России. — Forbes) усиленно лоббирует в США отмену поправки Джексона — Вэника», — комментирует эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Был запрос, чтобы по линии чисто идеологической Российская Федерация на конференции была представлена и озвучена. Вячеслав Владимирович [Кантор] очень трепетно относится к российской позиции», — отмечает руководитель пресс-службы люксембургской конференции Анатолий Баташев. Владимир Путин, кстати, прислал на конференцию не только свое приветствие, но и главу Росатома Сергея Кириенко.
Кто-то отметил: Кантор копирует Теда Тернера. Основатель CNN еще шесть лет назад организовал фонд The Nuclear Threat Initiative («Инициатива по сокращению ядерной угрозы»), финансирует просветительские антиядерные программы и меры по обеспечению безопасности ядерных реакторов. Сам же Вячеслав Кантор говорит: его просто беспокоит, что человечество привыкло к соседству с атомной бомбой. «Сегодня опасность ядерной угрозы банализирована до криминального уровня. Человечеством потерян инстинкт самосохранения. Сегодня угроза, исходящая от одной только ядерной программы Ирана, в сотни раз выше угрозы, исходившей от Mein Kampf», — заявил Кантор в интервью Forbes.