В конце апреля на российском экономическом форуме в Лондоне я вел дискуссионную панель, посвященную роли нового класса менеджеров в России: сфера их ответственности, мотивация, отношения с собственниками и т. д. Что интересно: о чем бы мы ни говорили с экспертами, рано или поздно разговор сводился к проблемам роста. Это вообще главное отличие лучших российских компаний от европейских или американских — увеличение выручки на 20, 30, а то и на все 100% в год. Темпы, свойственные на Западе разве что высокотехнологичным фирмам, в России — обычное дело в розничном бизнесе, финансовом секторе или производстве продуктов питания. Я уж не говорю о «Роснефти», докупившей себе за год 25% добычи.
Бизнес-акселерация имеет свои плюсы и минусы. Стремительный рост приводит к нехватке кадров, вынужденным переменам в стратегии и, что самое главное, к завышенным ожиданиям инвесторов, акционеров и даже сотрудников — все хотят больше денег. Компаниям приходится учиться на ошибках, допущенных в ходе этого спринта. Назовем такую учебу уроками роста. И заметим тут же: чтобы бизнес развивался гармонично, хорошо бы иметь за плечами уроки не только роста, но и падения. Я уверен, что компании, прошедшие через кризис 1998-го или через локальные кризисы вроде случившегося год назад на алкогольном рынке, потенциально более устойчивы, хотя, возможно, и проигрывают нынешний этап гонки новичкам.
В этом номере мы публикуем две большие статьи о компаниях, лидирующих в своих отраслях и переживших в разное время взлеты и падения, — это МТС и «Лукойл». Вызовы, стоящие перед их владельцами, в чем-то похожи. Крупнейшему сотовому оператору наступает на пятки «ВымпелКом» (сеть «Билайн»). Да, МТС опережает «ВымпелКом» по доле российского рынка: 33,6% против 31,3% от общего числа абонентов на начало года. Но при этом социологический опрос пользователей мобильной связи, проведенный «Левада-Центром» по заказу банка ING, дал результат 24,9% против 37,2% в пользу «ВымпелКома». Аналитики отмечают: разница может быть вызвана тем, что люди, имеющие две SIM-карты, предпочитают представляться абонентами сети «Билайн», что указывает на более высокую степень узнаваемости этого бренда. Не самая приятная новость для МТС. В прошлом году компании пришлось провести внутреннюю реформу. Ее результат: заложенный ранее потенциал вылился в рост акций.
«Лукойл» с момента своего создания был крупнейшей нефтяной компанией России. Он пережил и период низких цен на нефть в 1998–1999 годах, и усиление государственного присутствия в ТЭК (во всяком случае пока), обеспечивая акционерам рост капитализации. Однако в этом году в лидеры по добыче нефти выбилась упоминавшаяся уже «Роснефть». «Лукойл», похоже, находится в том же положении, что и МТС год назад, — компания нуждается в переменах. Другой вопрос, насколько она к ним готова. По крайней мере со своим опытом взлетов и падений она выглядит стабильнее акселерата «Роснефти».