Налоговые инспекторы заранее знают, сколько выбьют из компаний во время проверок, — почти 700 млрд рублей за два года
Компания «Ханса лизинг», входящая в скандинавскую финансовую группу Hansabank, уже год не заключает новых сделок, с тйоской наблюдая, как заказы утекают к конкурентам. Завидовать есть чему: объем лизинговых платежей за год вырос почти вдвое — до $5 млрд. Почему недавнему лидеру рынка пришлось свернуть бизнес? Налоговые органы предъявили «Ханса Лизинг» претензии на €21 млн, что сопоставимо с доходами компании за девять месяцев успешного 2005 года.
По Налоговому кодексу инспекции должны всего лишь следить за правильностью исчисления и уплаты налогов, а не увеличивать своими действиями доходную часть бюджета. Но на деле все происходит ровно наоборот. Более того, в проект закона о бюджете даже вписаны суммы, которые инспекциям велено взыскать с компаний во время налоговых проверок.
С помощью «укрепления платежной дисциплины» налоговики в 2007–2008 годах должны будут собрать 616 млрд рублей НДС, говорится в пояснительной записке к проекту трехлетнего бюджета, который правительство рассчитывает утвердить в Госдуме до 1 июля. Маловато? Ничего, есть еще и другие налоги: во время проверок у компаний обязательно обнаружат недоимку по налогу на прибыль в размере 67 млрд рублей.
Аптекарская точность, с которой Минфин предсказывает размер нечестности предпринимателей, — не фокус. В прошлом году во время налоговых проверок инспекторам удалось получить дополнительно 241 млрд рублей НДС. Минфин рассудил, что эти же 0,9% ВВП налогоплательщики вновь захотят утаить от казны, и велел налоговой службе вывести их на чистую воду.
«Укрепление дисциплины» должно обеспечить 26% поступлений НДС. А значит, каждый четвертый рубль этого налога государство намерено взять силой — независимо от результатов деятельности компании. Сделать это довольно легко, говорит юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юрий Воробьев. Достаточно под любым предлогом не принять НДС к вычету, чтобы разница между «входящим» и «исходящим» налогом (а именно ее нужно уплатить в бюджет) оказалась очень большой. Один из его клиентов был вынужден доплатить в бюджет $1 млн НДС из-за найденной инспектором опечатки в счете-фактуре. Исправить ее могла только компания-контрагент, которая к тому времени была реорганизована и перестала существовать юридически. Но никаких аргументов инспекция не приняла.
Конец налогового террора, по расчетам Владимира Путина, должен был наступить еще в 2005 году — тогда президент велел правительству обуздать произвол налоговиков, ухудшающий инвестиционный климат в стране. Либеральные нововведения следовали одно за другим: налоговая служба увеличила штат и повысила зарплату сотрудникам, депутаты Госдумы переписали Налоговый кодекс, упростив правила общения компаний с инспекторами. А министр финансов Алексей Кудрин объявил об отмене планов по сбору налогов.
Изменилось что-либо за полтора года? Неудачников налоговой жатвы по-прежнему наказывают: например, сотрудникам Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №3 вдвое урезали премию за невыполнение плана сразу после его официальной отмены. Причина проста: внутренние приказы ФНС, предписывающие наказания за невыполнение плана, не отменены до сих пор. Минфин уверяет, что все это — лишь вопрос времени, и просит налогоплательщиков набраться терпения. «Мы не можем легко развернуть «Титаник», которым является налоговая служба», — объяснял замминистра финансов Сергей Шаталов в одном из интервью.
«Ханса Лизинг» недавно отпраздновала победу — в январе ее правоту в споре с налоговиками подтвердил Высший арбитражный суд. Но полноценную деятельность компания возобновлять не решается — ждет результата разбирательств по другим судебным искам (всего их более 10).