Верный способ стать №1 на перспективном рынке — придумать для него концепцию и утвердить ее у чиновников
Сидя на веранде загородного дома, бухгалтер нажимает кнопку ноутбука, и отчет его фирмы оказывается в налоговой инспекции. Никаких очередей и придирчивых инспекторов — быстро и удобно… Налоговые декларации через интернет сдают в 23 странах мира, включая Россию. Одно лишь странно: за рубежом налогоплательщик обращается к инспектору напрямую, а у нас между ними существует посредник, взимающий плату за свои услуги.
Вот как ситуация выглядит на сегодняшний день. В России зарегистрировано около 2 млн налогоплательщиков (юридических лиц и ИЧП). Из них больше 13% уже сейчас сдают отчетность в электронном виде по специальным защищенным каналам связи, услуга стоит 150–500 рублей в месяц. При этом к концу нынешнего года таких станет вдвое больше, рассчитывает налоговая служба, а к 2010-му уже половина компаний страны будет отчитываться через интернет. Причины бурного роста? Не только удобство: согласно Налоговому кодексу, с этого года сдавать декларации в электронном виде обязаны компании с числом работающих свыше 250 человек, с 2008 года список расширится — к нему добавятся фирмы, в которых трудятся хотя бы 100 сотрудников. По оценкам экспертов, объем рынка услуг, предоставляемых налогоплательщикам для передачи отчетности в электронном виде, вырастет к 2010 году до $300 млн. Кто поделит эти деньги?
В Москве, где зарегистрирована треть всех налогоплательщиков страны, крупнейшая компания-посредник сейчас — фирма «Такском». Собственно, ее можно считать прародительницей всего рынка. «Такском» появилась в 2000-м. Вместе с компанией 1С, крупнейшим производителем бухгалтерского софта, фирма предложила налоговикам готовую концепцию с технологией, полным обоснованием, включая проекты нормативных актов. Концепция предполагала обязательное участие посредника-спецоператора (должен же кто-то обеспечивать шифрование и передачу отчетов) и была чиновниками одобрена.
«Эти идеи витали в воздухе, и желающих [реализовать их] было много», — вспоминает председатель совета директоров «Такскома» Александр Меликджанян. Почему налоговики выбрали именно идеи «Такскома»? «Просто мы здесь, в Москве, оказались ближе и, может быть, решительнее», — объясняет Меликджанян.
Меликджанян не стал раскрывать собственников фирмы. А в УФНС по Москве уверяют, что никаких преференций «Такскому» не делалось. Тем не менее до конца 2005 года эта компания была единственным спецоператором в Москве. В УФНС по Москве объясняют: чтобы открыть рынок для других фирм, нужно убедиться в качестве их услуг.
Первый и пока единственный конкурент «Такскома» в Москве — разработчик учетных и бухгалтерских компьютерных программ из Екатеринбурга «СКБ Контур» — вышел на столичный рынок в начале 2006 года. В других фирмах, например «Калуга-Астрал», «Тензор» (Ярославль), жалуются, что при наличии всех лицензий (их выдает ФСБ) не могут заключить соглашение с УФНС по Москве.
С появлением конкурента доля «Такскома» на московском рынке снизилась до 80%, зато оборот компании удваивается и в этом году составит, по оценкам, около $15 млн.
Казалось бы, все идет отлично: бизнес растет, конкуренты далеко позади. Однако есть скрытая угроза. Существующий порядок, по которому налоговая отчетность в электронном виде сдается исключительно через спецоператора, закреплен в приказе МНС от 2002 года. Приказ — это не федеральный закон, он в любое время может быть изменен. Собственно, налоговики поначалу и собирались организовать сдачу отчетности без посредников, напрямую, как это происходит во всех странах. «Еле удалось уговорить их этого не делать», — вспоминает Меликджанян. По его мнению, российские налоговые инспекции просто технически не в состоянии принимать данные с миллионов компьютеров, а не от нескольких операторов. Сейчас глава «Такскома» «до 60% рабочего времени» проводит в общении с налоговыми органами: «Приходится все время следить, чтобы система развивалась в правильном направлении».