Как зарабатывать деньги с пользой для души. Не только своей...
У одних предпринимателей есть только призвание, у других — страсть. Те, о которых написали наши корреспонденты, явно относятся к последней категории. Гэри Эриксон, основатель Clif Bar & Co., использует деньги от производства энергетических батончиков, чтобы сделать окружающую среду более дружелюбной по отношению к любителям активного отдыха. Женевьева Бос и Синтия Гуд через созданный ими журнал Pink вдохновляют деловых женщин — таких же, как они сами. А Дэвид Черулло расширяет свой христианский медиаконцерн, чтобы помочь верующим и неверующим американцам обратиться к Богу.
Божественные амбиции
Inspiration Networks Дэвида Черулло обращает в веру через реалити-шоу, музыкальные клипы, короткие сообщения и рингтоны
John The Baptist (Иоанн Креститель) работает на публику: струится пот и льется речитатив о том, как он грабил наркоторговцев, чтобы прокормиться, пока не нашел Иисуса. Две сотни подростков раскачиваются в такт и подпевают рассказу этого рэпера-святоши об искуплении грехов. Все это хорошо видно на большом экране в конференц-зале Inspiration Networks, малоизвестной духовной медиаорганизации в Северной Каролине. Несколько руководителей, просматривая видеоклип, улыбаются и тоже в такт качают головами.
Ролик John the Baptist в итоге берут в программу Steelroots — подростковую христианскую передачу, посвященную спорту, музыке и реалити-шоу (передача идет по кабельному каналу I-LifeTV). И это только одна из 650 программ, созданных или транслируемых четырьмя христианскими кабельными каналами Inspiration. Пять тысяч кабельных операторов доставляют их сигнал в дома 85 млн семей.
Дэвид Черулло, директор всей этой организации, так формулирует свою задачу: с помощью ток-шоу, телепередач по садоводству и т. д. развлечь христиан и обратить всех остальных в веру. Это более прогрессивный путь, продолжает он, чем «поучения и проповеди», которые показывает большинство религиозных вещательных компаний.
Телевидение — не единственный путь распространения информации для Inspiration: используются также интернет, мобильные телефоны и — уже в ближайшее время — подкасты. (Например, можно скачивать у Inspiration ежедневные службы и мелодии-гимны для мобильного телефона по $5 за каждую.) «Недостаточно быть хранителями аквариума, — формулирует Черулло. — Мы сами должны быть ловцами душ».
Еще он хотел бы иметь больше денег для создания телепрограмм. В прошлом году Inspiration получила прибыль $4 млн при доходе $56 млн. Источники выручки делятся на две большие группы: $23 млн заплатили около сотни духовных организаций 20 разных направлений христианства, от пресвитерианцев до Южной баптистской конвенции. Еще $20 млн — это пожертвования от 75 000 дарителей. Коммерческое дочернее предприятие MediaComm — производственная студия, среди клиентов которой Wachovia, Bank of America и Nascar, — принесло $8 млн дохода. А вот реклама на религиозных каналах продается хуже: в прошлом году Inspiration получила от нее только $5 млн.
Слабая рекламная составляющая не может поколебать веры Черулло в то, что Inspiration когда-нибудь станет мощным медиахолдингом. Предприятие воскресло после того, что случилось с PTL Heritage Media, бывшей частью коррумпированной духовной организации, лопнувшей при телеевангелистах Джиме и Тэмми Фэй Бэккерах. Отец Черулло, Морис, в 1990-м выкупил за $7 млн убыточную медиагруппу, стоявшую перед угрозой банкротства. Черулло-старший хотел продвигать свою собственную духовную организацию из Сан-Диего, Morris Cerullo World Evangelism. Дэвид работал тогда застройщиком, он предложил отцу принять (за плату) на канал христианские телепередачи от множества других духовных организаций и создать новые шоу вроде упоминавшейся уже программы для подростков Steelroots. В 2005 году отец Черулло был обвинен в уклонении от налогов. Но он отрицает все пункты обвинения, а Inspiration продолжает показывать его проповеди.
Черулло-младший признает, что когда он возглавил Inspiration в 1992 году, то «не мог отличить кабеля от Авеля». Но он быстро этому научился. Бог, говорит теперь христианский бизнесмен, наказал ему транслировать веру в каждый «темный уголок мира». Он строит за $150 млн кампус близ города Шарлотт в Северной Каролине, чтобы принимать там молитвенные группы, устраивать чаепития, конференции и концерты музыкантов вроде рэпера John the Baptist. Проект City of Light (37 га) включает семь устремленных ввысь сверкающих шпилей и 30-метровый крест. Черулло говорит: «Мы строим фабрику, чтобы сделать Евангелие вездесущим».
Заряженный энергией
Состав батончика от Гэри Эриксона: углеводы, белки и немного заботы об окружающей среде
Рынок сладких снеков — питательных батончиков, шоколадок, печенья и др. — не просто переполнен, на нем, кажется, совсем не протолкнуться. Как выжить очередной компании, решившей побороться за потребителя? Гэри Эриксон, основатель и владелец Clif Bar & Co., сумел этого добиться, придав своей компании контркультурный образ «делателя добрых дел».
Clif Bar расположена во фрондерском Беркли (штат Калифорния), она жертвует деньги на ветровые электростанции, ее доставочные фургоны работают на биодизеле, а персонал получает наградные за добровольное участие в общественных работах вроде очистки рек и ручьев от мусора. «Рост только ради роста мне не нужен», — говорит Эриксон. Даже интерьер его офиса вписывается в концепцию: здесь установлена искусственная скалолазная стенка.
Всего этого вполне достаточно, чтобы создать своеобразный культ вокруг энергетического батончика — основной продукции Clif Bar. Хотя что, собственно говоря, имеется в виду под «энергией» в батончике Clif? В нем 250 ккал, как в пяти печеньях Oreo. Но Clif, согласно легенде, изобилует молекулами сахара, содержит больше белков и от него делается тепло на душе — ведь знаешь, что, съев батончик, ты принял участие в борьбе с глобальным потеплением. И что с того, что на эту благую цель пошли сущие копейки от стоимости батончика?
Эриксон взялся выпускать свои снеки под маркой Clif 15 лет назад, когда разочаровался в энергетических батончиках, которые взял с собой в 280-километровый велопоход. В 1999 году он запустил линию батончиков Luna для женщин, в них больше кальция, фолиевой кислоты и железа. Среди его последних новинок: кексы к чаю, ice tea и Luna Elixir — растворимый витаминизированный напиток. Возможно, не все потребители этих продуктов — мускулистые велосипедисты, но они, вероятно, видят себя такими.
В прошлом году выручка Clif Bar составила $150 млн. Прибыль? Эриксон отказывается ее сообщить. Конечно, слишком пристальное внимание к финансовым результатам его деятельности преуменьшит значимость служения высоким целям, о котором столько говорится.
Вот как генеральный директор компании Шерил О’Лафлин описывает своих 180 подчиненных: «Преданные делу и готовые к соперничеству; для них мало достичь каких-то цифр, если эти цифры не наполнены смыслом».
В розовом свете
Издательский бизнес переживает трудные времена. Но двум деловым женщинам это не мешает выпускать журнал для аудитории, с которой они хорошо знакомы, — для самих себя
Три года назад Женевьева Бос и Синтия Гуд (обеим за 40) решили, что женщинам не хватает журналов о бизнесе и личных финансах. «Ни один журнал не был адресован нам», — объясняет Гуд.
Бос и Гуд, работавшие в издательской отрасли в Атланте, верили, что смогут найти рыночную нишу для журнала, помогающего женщинам достичь успеха в бизнесе, а попросту — помочь карьерному росту. Это требовало определенной смелости: объем рекламного рынка уже несколько лет снижался, и единственный популярный журнал подобного рода Working Woman закрылся в 2001 году, просуществовав четверть века. Тем не менее две дамы заняли у родственников и друзей $50 000, чтобы потратить их на пилотный номер Pink — издания для женщин, которые хотят одновременно быть влиятельными и женственными.
А также быть настойчивыми. Бос и Гуд, равноправные партнеры, добились встреч со знакомыми и друзьями знакомых в крупных компаниях Атланты, включая Coca-Cola Co. и Home Depot. За год они смогли убедить рекламодателей дать $300 000. Этого было достаточно, чтобы в середине 2005 года выпустить первый номер 98-страничного журнала. Тема номера была подходящей: о женщинах, занятых в рекламной индустрии.
С тех пор вышло 12 номеров Pink с советами, как добиться повышения зарплаты, как бороться с дискриминацией на рабочем месте и как открыть свой бизнес. К настоящему времени Бос и Гуд собрали $5 млн от продажи рекламы, проведения конференций и переуступки материалов другим СМИ (заметки Pink представлены, например, на сайте Forbes.com). По словам создателей журнала, им удалось достичь рентабельности в 16% до уплаты налогов. Они хотят, уверяет Бос, чтобы за 10 лет благодаря журналу «положение женщины на рабочем месте кардинально изменилось».