К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Будущее пока не наступило


За год губернатор Михаил Мень сумел привести в депрессивную 
Ивановскую область московских предпринимателей. 
И цены там растут теперь тоже по-московски

Новый градоначальник или губернатор, независимо от того, хорош он или плох, обязательно подновляет «парадные ворота» своего губернского города. Михаил Мень, чуть больше года назад назначенный руководить Ивановской областью, не исключение. Въезжая в Иваново, сразу обращаешь внимание на свежий асфальт, покрашенные фасады и прямые заборы. Именно по этой улице проезжают московские гости, именно по ней с бывшей обкомовской дачи ездит на работу губернатор. На благоустройство этой улицы из областного бюджета выделили 20 млн рублей.

«После работы в Москве все хочется делать по высокой планке, чтобы было красиво и качественно», — утверждает Михаил Мень в интервью Forbes. В момент его переезда сюда Ивановская область, находящаяся от Москвы менее чем в трехстах километрах, по основным экономическим показателям была близка к Эвенкии и Карачаево-Черкесии. В городе с почти полумиллионным населением закрылся гражданский аэропорт — не было денег на поддержание его в нормальном техническом состоянии. За один 2005 год областной арбитражный суд рассмотрел 343 дела о банкротстве. Треть жителей региона — пенсионеры. Иваново — вымирающий город, с 1990-го по 2002 год население сократилось на 7%, смертность в трудоспособном возрасте в полтора раза выше, чем в среднем по стране. Причина — в исторически сложившейся однобокой специализации здешней экономики. Местные всегда считали, что легкомысленный вальс Михаила Танича и Яна Френкеля («незамужние ткачихи составляют большинство») написан скорее про Иваново, а не про безымянный «подмосковный городок».

«Иваново-Вознесенск будет одним из цветущих городов, замечательный по своему обширному мануфактурному производству. Это будет богатый город», — писали «Владимирские губернские ведомости» летом 1871 года, когда из села Иванова и Вознесенского посада был создан город. Основой процветания должен был стать текстиль: холщовым промыслом местность славилась еще при Петре I. В 1742 году предприимчивый крестьянин Бутримов открыл первую полотняную фабрику. Через сто лет в окрестностях Иванова было уже 125 фабрик, край прозвали русским Манчестером. В 1980 году текстиль давал три четверти промышленного производства Ивановской области. Перестройка и распад СССР нанесли сокрушительный удар по ее экономике — выпуск текстиля упал на 84%. Из Средней Азии перестал поступать хлопок, импортные ткани были дешевле и современнее, покупателей на здешние фабрики просто не нашлось, а трудовые коллективы оказались предельно неэффективными собственниками. В середине 1990-х чемпионом страны по уровню безработицы стал не какой-нибудь шахтерский город, а Южа, райцентр в Ивановской области с градообразующей ткацкой фабрикой — тут не у дел остались 39% жителей. О том, чтобы областное руководство поддерживало хотя бы слабые ростки частной инициативы, и речи не шло: губернатор Владимир Тихонов был не просто идейным коммунистом, он умудрялся обвинять в измене ленинским идеалам даже Геннадия Зюганова, а после исключения из КПРФ создал «Всероссийскую коммунистическую партию большевиков».

 

Михаил Мень — полная ему противоположность. Сын убитого в 1990 году известного священника и публициста Александра Меня. В 10 лет он сыграл главного героя в кинофильме «Денискины рассказы». Под впечатлением от песен Александра Галича, дружившего с его отцом, научился играть на гитаре, позже увлекся роком и выпустил три альбома. В демократические 1990-е молодой президент Фонда имени А. Меня без труда начинает политическую карьеру, став депутатом Московской областной думы. Затем — Госдума, работа в команде подмосковного губернатора Бориса Громова, переход к московскому мэру Юрию Лужкову. В Подмосковье курировал работу с инвесторами. Это он разрабатывал программу «Губернское кольцо» — чиновники определили потенциально привлекательные участки под строительство крупных торговых центров вдоль МКАД и создали «режим одного окна», чтобы иностранцам было проще строиться в России. Именно при Мене Московскую область облюбовали французская Auchan и шведская IKEA. У Лужкова Мень курировал спорт, связи с религиозными организациями и с регионами. В качестве вице-мэра он часто общался с аппаратом полномочного представителя президента в ЦФО Георгия Полтавченко. Тот и предложил президенту кандидатуру Меня на пост ивановского губернатора наряду с сенатором Юрием Смирновым и федеральным инспектором Валерием Мозжухиным. Путин выбрал Меня.

Сорокапятилетний политик в Иваново ехал охотно — интересно было проявить себя в качестве первого лица. «Я воспринял это назначение с одной стороны как высокое доверие, а с другой — как личный вызов, показать, чему научился на госслужбе», — говорит губернатор Ивановской области. Вслед за ним переехали помощники, секретари, соратники — «добавить московского драйва», как говорит Мень. Не желая раздражать жителей бедного региона, губернатор распорядился, чтобы чиновники, если декларация о доходах позволяет, покупали в Иванове квартиры за свой счет и ездили на личных автомобилях. Вдохновлял примером — приобрел квартиру в новостройке и передал области свою Audi A8.

 

Спутники губернатора привезли в Иваново московские привычки. Чиновники тут всегда расходились по домам в 17:00 и ни минутой позже. Теперь рабочий день заканчивается в 18:00, а москвичи трудятся по 12–15 часов в сутки. «В провинции жизнь идет тихо и спокойно. Но для нас это не так, график плотнее, — рассказывает первый замгубернатора Дмитрий Михеев, проработавший с Менем 13 лет. — В Москве, пока в пробке стоишь, успеваешь подумать. Здесь возник вопрос — за пять минут все собрались. Порешали — разъехались. В один день может 8–10 заседаний пройти, в Москве — максимум два-три».

Удалось ли москвичам разбудить сонную провинцию? Если не считать заасфальтированного въезда в город и заведенного губернатором правила бороться зимой с сосульками (раньше они свисали со всех крыш и балконов угрожающими глыбами), внешне это пока не очень заметно. Вот гостиница «Турист» — ностальгия по СССР. В огромном ресторане на завтрак подают к овсянке ломтик сыра и кусок масла, отрезанный по норме; чай с плавающими чаинками официантка наливает в чашку из большого чайника — никаких чайных пакетиков. Новые кресла, с подлокотников которых на всякий случай не снимают обертку, чтобы посетители не ободрали. Перерезая ленточку на открытии отеля «Шереметев» на 10 номеров, построенного главой московского Инвестторгбанка Владимиром Гудковым, Мень вздохнул с облегчением: теперь хоть столичных гостей не стыдно приглашать с ночевкой.

Номера в четырехзвездной гостинице, где есть бассейн с донным гейзером и выложенная мозаикой турецкая баня, стоят от 2700 рублей, бронировать их надо за три недели. Отель рассматривался в качестве резервного места проживания президента Путина во время его визита в область в декабре. На кухню завезли опломбированные продукты, на входе установили металлоискатели. Но Путин задерживаться в городе не стал: ракетный комплекс «Тополь-М» в 50 км от Иванова интересовал его куда больше, чем губернская столица. Правда, принимая через несколько недель Меня в Кремле, Путин сообщил, что доволен проделанной им за год работой.

 

По темпам роста Ивановская область поднялась с 96-го места на 19-е. Для тех, кто готов инвестировать в область, команда губернатора постаралась создать благоприятные условия. Схема привлечения инвестиций похожа на ту, что сложилась в Москве и Подмосковье: в «Памятке инвестору» пошагово расписано, как подать заявку (в приложениях даются все типовые формы), четко оговорены сроки (максимальный срок рассмотрения 24 дня), создана «система одного окна».

Средняя зарплата выросла за год на треть. Правда, в абсолютном выражении она и сейчас не впечатляет — 6550 рублей. Чтобы обеспечить первоначальный рост доходов, оказалось достаточно небольшого административного нажима. В правительстве создали несколько комиссий — по недоимкам, по зарплатам и включили в них представителей силовых структур. Вызывали на них руководителей предприятий, которые отчисляют подозрительно мало налогов, разъясняли позицию правительства. «Да, мы давили на предпринимателей, — говорит губернатор. — В области много дорогих иномарок, но при этом у многих предприятий существуют задержки по зарплатам. Было ясно, что экономика в основном теневая». Предприниматели, конечно, не очень довольны, но по старой российской традиции предпочитают винить не губернатора, а его команду. «Сам Мень культурный и образованный. Но эти его сергиево-посадские парвеню!» — негодует один из них.

Одно из первых совещаний после вступления в должность губернатор посвятил текстилю: 55% российских хлопчатобумажных, льняных и пеньково-джутовых тканей производятся в Ивановской области. Так что губернатору волей-неволей пришлось вникать в специфику проблемной отрасли — теперь он легко отличает бязь от крепа.

Вот, например, вполне успешный холдинг «Шуйские ситцы», головная фабрика которого расположена в 25 км от Иванова. Десятки женщин в халатах и тапочках на босу ногу суетятся у станков. Совсем другая картина в цехе, где установили импортную линию по раскрою и пошиву: на пододеяльник уходит 11 секунд, на простыню — 7, на наволочку — 4,5. За смену 65 человек выполняют работу, на которую потребовалось бы в десять раз больше людей. Гендиректор и совладелец фабрики Виктор Богаделин, в советские годы бывший главным механиком «Шуйских ситцев», в Иваново на совещания не ездит — время бережет. А вот заявку на получение помощи от области через инвестиционный совет, созданный при правительстве, подал одним из первых. В последние несколько лет он активно вкладывается в модернизацию своих предприятий (прядильно-ткацкая фабрика в Фурманове, отделочное и швейное производство в Шуе и Иванове). Область компенсировала ему в прошлом году проценты по кредиту на приобретение шведской пошивочной линии и пары немецких машин для печати рисунка на ткани. «У Тихонова были попытки добиться льгот, а внятной политики в отношении текстиля, да и не только текстиля, не было. У Меня есть», — говорит глава «Шуйских ситцев».

Чтобы поднять местную экономику, Мень задумал создать в Ивановской области «текстильный кластер» — разработать концепцию инновационного текстильного производства, включающую в себя, в частности, выпуск новых синтетических тканей, переход отрасли на упрощенный режим налогообложения, льготы при покупке импортного оборудования. Путин и премьер-министр Михаил Фрадков идею в целом одобрили, поручив ее проработку МЭРТ и Минфину. «Если удастся реализовать хотя бы схему упрощенного налогообложения, нам уже будет легче», — выражает позицию текстильщиков гендиректор ивановского текстильного холдинга «Нордтекс» Юрий Яблоков. Правда, остальные элементы «текстильного кластера» тут подвергают сомнению. «Смена профиля по приказу губернатора не происходит, — говорит один из предпринимателей. — Полиэфирное волокно раньше из Могилева возили, а теперь это другая страна. Ткань получается в 1,5 раза дороже, чем китайская».

 

Точкой роста собираются сделать и строительство. Московских чиновников удивило, что в городе, где власти не контролируют выделение земельных участков, не требуют с девелоперов квартир для очередников и компенсации за использование городской инженерной инфраструктуры, полно недостроя. Все московские обременения для застройщиков уже введены, молниеносно разработан начисто отсутствовавший генплан, Ивановский ДСК продан одной из крупнейших московских строительных компаний СУ-155. В прошлом году по темпам роста ввода жилья (167%) Ивановская область вышла в ЦФО на первое место, обогнав Москву и Подмосковье. Правда, это рост почти с нуля: построили пока всего 176 000 кв. м. Участок для жилого комплекса с говорящим названием «Московский» оформили за четыре месяца — раньше это занимало четыре года.

Как и в Москве, новое строительство удивительным образом сопровождается ростом цен на недвижимость. «Входной билет тут для бизнеса дешев, а отложенный платежеспособный спрос дает такой рост нормы прибыли, который в Москве уже невозможен», — говорит Михеев. В декабре 2005 года квадратный метр в Иванове стоил 9000–11 000 рублей, в июне — 21 000 рублей, к концу года уже 28 000 рублей. «Все москвичи захватили. Что, не так, что ли? Квартиры теперь москвичи строят, так цены взлетели до московского уровня» — негодует 28-летняя жительница Иванова Мария, недавно переехавшая сюда из районного центра.

В Иваново потянулись не только строители. За полгода о намерении заняться бизнесом в области заявили более 20 компаний. Транспортными перевозками в Иванове занялась группа «Автолайн», создав в марте совместную с правительством области компанию «Ивавтотранс». На территории «Московского» появится магазин «Рамстор». Открывается первый «Макдоналдс». Московская группа «Дипос», которой здесь принадлежит завод металлических изделий, уже начала выпускать профнастил и профиль для будущих строек. А Искандер Махмудов присматривается к местному станкостроительному заводу. «Шевелиться город активнее стал, — констатирует Юрий Яблоков из «Нордтекса». — В 1990-е туда въезжаешь — как в склеп. Сейчас торговые центры, магазины открылись. Но пессимизм остался: когда сотрудников в Ивановской области набираешь, люди живые, с глазами горящими редко попадаются». Контрасты здесь подстерегают буквально на каждом шагу. В центре города из окон открывшейся недавно вискарни «Старый Джек 515» с темно-вишневыми деревянными столами и джазом виден лозунг: «Пролетариат московский, питерский и иваново-вознесенский доказал на деле, что никакой ценой не уступит завоеваний революции. В. Ульянов (Ленин)».

Региону теперь помогает богатая Москва. Юрий Лужков подарил области 45 единиц подержанной уборочной техники, 30 автобусов, за каждой столичной управой закрепили ивановский муниципальный район. Совместный с правительством Москвы проект — восстановление в Иванове аэропорта. Зачем? «Правительство Москвы всегда соблюдает свой интерес в межрегиональных связях. Поверьте мне как человеку, который курировал эти вопросы», — говорит губернатор Ивановской области. Гендиректора аэропорта Владимира Белогуба, занявшего кресло в ноябре, назначали в Департаменте транспорта и связи Правительства Москвы. Проектировали аэропорт тоже в столице: таблички на двух языках, синие мягкие кресла и стеклянные столики в зале ожидания… Пока на взлетную полосу садился лишь летчик-испытатель. Навигацию обещают начать летом. С реконструкцией, работая круглосуточно, справились за полгода, теперь идет сертификация.

 

Мень уверен, что с работающим аэропортом завлекать инвесторов в область будет гораздо проще. А без них депрессивный регион не поднять. «Моя главная цель заключается в том, чтобы за пять лет работы вывести Ивановскую область из аутсайдеров. Поэтому мы принимаем участие во всех экономических форумах, конкурсах, программах, во всех выставках. Нам надо привлечь инвесторов», — говорит губернатор.

Поэтому же он использует все возможности, чтоб придать депрессивному «городу невест» новый статус. При Мене подняли вопрос о возвращении городу старого названия Иваново-Вознесенск (Ивановом он стал в 1932 году). А накануне нового года впервые прошел губернаторский бал — в модном теперь отеле «Шереметев». Приглашали избранных, да и те в обязательном порядке покупали билеты: бизнесмены по 10 000 рублей, чиновники — по 5000, главные редакторы местных изданий — по 3000. Правительство области в форме капустника отчиталось перед элитой города о проделанной работе, сам Мень пел под гитару. «Я давно хотел купить смокинг, да останавливало, что носить некуда, — говорит Аркадий Златкин, президент «Ассоциации независимых текстильных предприятий ТДЛ», который любит отдыхать на Сардинии. — Теперь точно куплю, повод есть. Человек пять на приеме были в смокингах, я им завидовал».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+