Пользователям интернета кажется, что они борются с высокими ценами на жилье
Кто считается основным покупателем новых квартир? Молодые высокооплачиваемые профессионалы. Кто проводит больше всех времени в интернете? Если не считать студентов, школьников и программистов — те же профессионалы. Их недовольство ростом цен на недвижимость вылилось в организованные акции в интернете.
«Это же абсурд: в Москве люди с доходом до $5000 в месяц — никто на рынке недвижимости, — говорит Вадим Дунаев, до недавнего времени копирайтер международного рекламного агентства FCB MA. — С абсурдом можно бороться абсурдными методами. В конце июля прошлого года я решил: пора писать «Манифест высокооплачиваемых бомжей».
Суть манифеста: желающим приобрести жилье нужно «валить» рынок недвижимости до уровня $700 за кв. м. Дунаев зарегистрировал домен 700metr.ru, на котором размещает «тексты для контрвброса»: «Ипотека сейчас — это безумие», «За истекшие две недели цены на столичном рынке недвижимости снизились на 10%» или «Эксперты прогнозируют дефолт на рынке недвижимости». Если в августе прошлого года сайт посетили 6900 человек, то сейчас заходят по 1000 человек в день. Участники размещают на форуме ссылки на сделанные ими «контрвбросы» — в своих блогах, на других форумах — и с удовольствием наблюдают за реакцией общественности. В интернете их называют «даунишками» (от англ. down — «вниз»), а их оппонентов, настаивающих на том, что ценам на недвижимость еще расти и расти, соответственно «растишками». В октябре портал рекламного сообщества sostav.ru сообщил, что Дунаев разместил 30 рекламных щитов с надписью «Квартиры в Москве стремительно дешевеют», к статье прилагалось фото. Откликов было много, но автор признался, что щиты — фотомонтаж.
«Это чистая авантюра, — категоричен Олег Репченко, руководитель аналитического центра irn.ru, публикующего еженедельные индексы рынка недвижимости. — Нам приходило предложение ссылаться на них. На чем основана их позиция?» Рынку от активности «даунишек» ни жарко ни холодно. Репченко приводит такой аргумент: в августе 2006-го глава московского стройкомплекса Владимир Ресин публично заявил, что цены в столице «бешеные», и порекомендовал застройщикам не завышать их искусственно. Результат? Цены выросли с того времени на 10% до $4200.