Вы терпите неудачи на фондовом рынке? Не отчаивайтесь, попробуйте разобраться в собственном поведении
В январе, вскоре после того как индекс РТС упал почти на 10%, клиент «Тройки Диалог» Алексей поинтересовался у сейлз-менеджера этой компании Сухроба Ибадова: стоит ли покупать акции или лучше «подождать более низких уровней». «Подождать», — советовал тогда сейлз. Но уже на следующий торговый день индекс пошел вверх, а «голубые фишки» подорожали на 2–8%.
Вы решили, что сотрудник «Тройки» — плохой специалист? Не в этом дело. Ежедневно тысячи профессионалов теряют деньги, неверно отвечая на вопросы, какие акции купить или продать. Биржевик должен пытаться предвидеть события, писал Эдвин Лефевр в своей знаменитой книге «Воспоминания биржевого спекулянта», впервые опубликованной более 80 лет назад. Но на котировки той или иной бумаги влияет несметное множество факторов — корпоративные и политические новости, заявление регулирующих органов разных стран, поведение инвесторов и т. д.
Математически предсказать колебание котировок невозможно, действия инвестора в конечном счете интуитивны. Есть, однако, возможность минимизировать ошибки, которые совершаются из-за тех или иных черт характера: излишней импульсивности, склонности к риску или, наоборот, страха потерять деньги. Неплохо бы понимать, какой вы инвестор, и знать основные поведенческие отклонения большинства на рынке. Это поможет вам действовать правильно.
Всем известно, что люди торгуют по-разному. Однако до сих пор никто не смог выработать общепринятую классификацию инвесторов. Управляющий директор «Тройки Диалог» Жак Дер Мегредичян говорит, что о таких изысканиях, проводившихся российскими инвестбанками, не слышал. Зато швейцарские ученые Кармен Келлер и Майкл Зигришт пару лет назад в своем исследовании предложили разделить людей на четыре типа в зависимости от их отношения к деньгам, сбережениям и инвестициям. Например, группа, названная швейцарцами «искатели риска», наиболее позитивно относится к инвестициям в акции и фондовому рынку, азартным играм, а люди из группы «игроки на сохранение» ценят собственную финансовую безопасность, четко планируют расходы и гордятся накопленными средствами. Между этими двумя полюсами есть две промежуточные группы.
Как представители этих групп инвестируют на фондовом рынке? Предсказать несложно: по исследованию Келлер и Зигришта, 54,5% представителей первой группы имеют инвестиционный портфель. В последней группе владельцами ценных бумаг оказались только 31,2% опрошенных. Причем «искатели риска», имеющие ценные бумаги, торгуют ими чаще (56,5% опрошенных из этой группы совершали сделки в течение 12 месяцев), чем «игроки на сохранение» (31,6%). Чем меньше человек склонен к риску, тем с большим подозрением он относится к фондовому рынку и тем реже совершает сделки.
Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Александр Тхостов похожим образом классифицирует инвесторов по отношению к риску. Он считает, что инвесторы напоминают любителей азартных игр. Такое мнение имеет право на существование. Например, один из героев книги «Игра на деньги» (написанной под псевдонимом Адам Смит) прямо утверждает, что биржа — это игра и 80% инвесторов вкладывают деньги вовсе не с целью делать деньги.
По просьбе Forbes Тхостов составил тест, позволяющий понять, к какому уровню рисков склонны вы. Что вам даст это знание? Если вы ежедневно покупаете и продаете бумаги, делая на таких операциях по 800% годовых, наверное, ничего. Но если вас преследуют неудачи, стоит скорректировать свой уровень риска, советует Тхостов.
Впрочем, часто к неверным сделкам, ошибкам или низкому уровню доходности инвестиций могут привести типичные поведенческие отклонения. Оцените, например, не слишком ли часто вы торгуете? Вот ответ, к которому пришли в начале 2000-х профессора Университета Калифорнии Брэд Барбер и Терренс Оден. В своей работе под названием «Торговля опасна для вашего благосостояния» они проанализировали операции 66 500 семей (клиентов крупного американского брокера), разделив их по степени оборота портфелей. Результаты ошеломляли: без учета издержек все эти группы получили одинаковую доходность — 19% годовых. За вычетом комиссий доходность самых пассивных инвесторов снизилась всего на 0,5%, а самых активных — на 8,6%. В итоге результаты последних оказались худшими.
Гоните прочь излишнюю самоуверенность. Те же Барбер и Оден доказывают, что женщины более успешны в торговле: они менее интенсивно торгуют акциями и поэтому меньше теряют на комиссии. Кроме того, мужчины в большей степени склонны к переоценке собственных способностей и, как ни странно, справедливой стоимости акций. В 1998–2000 годах компания Gallup провела около 15 опросов 1000 респондентов, спрашивая, в частности, какую общую доходность портфеля они прогнозируют по итогам следующих 12 месяцев и какой результат покажет рынок за это время. В среднем и мужчины, и женщины ожидали, что доходность их инвестиций будет выше рынка. Но женщины прогнозировали, что опередят индексы на 2,1%, а мужчины — на 2,8%. Скорее всего, это также проявление чрезмерной самоуверенности.
Подумайте, почему вы покупаете именно эти акции? Более 20 лет назад ученые Вернер ДеБондт и Ричард Талер из акций, обращавшихся на Нью-Йоркской фондовой бирже, отобрали лидеров (показавших наибольшую доходность с 1926-го по конец 1982 года) и аутсайдеров. Сравнив их показатели на протяжении следующих трех лет, исследователи констатировали, что акции-аутсайдеры вырвались вперед и на 19,6% опередили среднюю доходность рынка. А бывшие лидеры роста, напротив, оказались хуже рынка на 5%. Казалось бы, в этих условиях инвестор должен стремиться в первую очередь покупать бумаги, показывавшие худшие результаты за последние годы, и выходить из потенциально переоцененных акций. Но применять такую стратегию надо с осторожностью — акции могут оставаться переоцененными или недооцененными очень долго.
[pagebreak]
Попытайтесь оценить, правильно ли вы подходите к диверсификации своего портфеля? Вот классическая задача: представьте себе коробку с 30 шариками трех цветов: красными, черными и белыми. Вы знаете, что в коробке 10 красных шариков, а соотношение черных и белых неизвестно. Вы получите $100, если вытянете красный шарик, и столько же — если вытянете черный. Большинство предпочитает тянуть красный, хотя вероятность вытащить черный (поверьте, это так) также равна 33%. Людям свойственно стремление к определенности. Оправданно ли такое поведение экономически? Нет. Более логично распределять портфель не только по различным компаниям и отраслям, но и по экономикам, снижая таким образом страновой риск инвестиций. Конечно, это может потребовать дополнительных издержек на открытие счета за рубежом, но, скорее всего, эти издержки себя оправдают.