К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Потребительский портфель


Облигации, на которые стоит обратить внимание

Доходность портфеля облигаций, которые Forbes ровно год назад рекомендовал инвесторам, составила примерно 12%. Неплохо, если сравнить с банковскими депозитами: ставки по вкладам, по данным Центробанка, в течение года находились на уровне 7,9–9,1% годовых. За год ситуация на рынке принципиально не изменилась — свободных денег меньше не стало и компании по-прежнему с удовольствием берут в долг.

По данным агентства Cbonds, с сентября 2006 года было размещено около 300 выпусков корпоративных облигаций, всего их теперь более 600, в денежном выражении рынок вырос на 77%, до 1,2 трлн рублей. Из этого многообразия мы выбрали шесть бумаг с эффективной доходностью выше 12% годовых. Из-за низкой ликвидности их нечасто встретишь в портфелях управляющих компаний, но это обстоятельство на руку частным инвесторам — доходность находится на высоком уровне, в том числе и из-за отсутствия интереса к ним крупных игроков.

Чем мы руководствовались на этот раз? Мы предлагаем купить облигации компаний, которые так или иначе связаны с рынком товаров и услуг для населения: продажа пиццы, квартир, выдача автокредитов. В 2006 году средняя зарплата гражданина России выросла почти на четверть, а общие расходы населения составили $600 млрд.

 

Но не забудьте про риски. В отличие от банковских вкладов портфель облигаций не застрахован государством (даже частично) и может быстро обесцениться. Это произойдет, к примеру, в случае масштабного кризиса ликвидности, о котором все больше говорят, кивая на проблемы американского рынка ипотеки. Пострадают в первую очередь мелкие и средние фирмы. Алексей Остроухов, руководитель проектов ИФК «Алемар», предупреждает: «Если на рынке произойдут серьезные потрясения, устоят немногие небольшие предприятия». Отбирая компании, мы не забывали об этих предостережениях.

«Бразерс и Компания»

Первую точку под международным брендом Sbarro российская фирма «Бразерс и Компания» открыла в 1997 году в Москве. Сейчас она управляет сотней Sbarro в столице, Санкт-Петербурге и в других регионах, а также ресторанами Viaggio, «Баш-на-Баш» и «Восточный базар». В прошлом году выручка компании составила 1,7 млрд рублей, чистая прибыль — 61 млн рублей. Задачи на этот год — стать третьей российской сетью ресторанов после супергигантов McDonald’s и «Ростик Групп» и расширить присутствие в странах СНГ. Для развития нужны деньги. В конце прошлого года «Бразерс и Компания» разместила дебютные облигации на 500 млн рублей, доходность по ним значительно выше, чем по банковским вкладам. «Sbarro — прекрасная «дойная корова», которая будет жить всегда, а Viaggio — перспективная идея, способная выстрелить в будущем», — говорит Кити Панцхава, аналитик «Уралсиб Кэпитал» (организатор выпуска).

 

«Камская долина»

Облигации этой региональной строительной компании мы рекомендовали два года назад. Это по-прежнему одна из лучших бумаг по соотношению риск/доходность. «Камская долина» работает в Перми с 1992 года. Как и многие региональные игроки, она начинала с точечных строек на месте сносимых ветхих домов.

Сейчас большая часть строящейся компанией недвижимости тоже жилая, но в портфеле появилось много крупных проектов. В прошлом году группа купила права на застройку 6,5 га земли в районе военного городка «Красные казармы», недалеко от Перми она возводит коттеджный поселок с собственной инфраструктурой. «Это, пожалуй, единственный сектор, в котором сохраняется высокая рентабельность», — отмечает Алексей Остроухов из ИФК «Алемар», организовывавший облигационный выпуск «Камской долины».

По итогам первого полугодия 2007 года чистая прибыль компании составила почти 34 млн рублей. При размещении облигаций высокого спроса на них не было. Зато сейчас это одна из самых ликвидных бумаг в третьем эшелоне.

 

«Марта»

Розничный рекордсмен по показателю эффективной доходности — больше 16% годовых. Холдинг «Марта» делает ставку на развитие торговых сетей («Гроссмарт» и Billa) и девелоперский бизнес — входящая в холдинг компания РТМ строит торговые центры в регионах. В мае РТМ провела IPO, результат не самый блестящий — акции были проданы на 11,5% ниже минимально установленной цены. Часть из полученных от продажи акций $92 млн была направлена на погашение второго выпуска облигаций «Марты», предъявленных к оферте.

Перед офертой инвесторам пришлось изрядно понервничать: компания набрала слишком много долгов — соотношение долг/EBITDA у розничного подразделения холдинга превышает 7 (притом что коэффициент 6 уже считается критическим для большинства эмитентов). Аналитик Банка Москвы (организатор размещения третьего выпуска «Марты») Егор Федоров отмечает, что судьба облигаций зависит не столько от результатов самой компании, сколько от ситуации на долговом рынке в целом. Премия за риск в виде доходности выше 16% годовых достойна внимания. Но не стоит вкладывать в этот выпуск много денег.

«Мой банк»

Небольшой московский банк, раньше носивший название «Губернский» (216-е место по размеру активов в России), почти 100% капитала которого принадлежит экс-президенту компании «Альфа-Эко», а ныне сенатору и члену Национального банковского совета ЦБ Глебу Фетисову (41-е место в списке Forbes c состоянием $1,7 млрд). В прошлом году на пост председателя совета директоров банка была назначена Наталья Раевская, долгое время возглавлявшая Автобанк. Объявленные недавно планы по развитию бизнеса амбициозны: группа, объединенная под брендом «Мой банк» (в нее также входят банк «Сибирское согласие», Башэкономбанк и «Центринвест Групп»), собирается войти в top-50 российских банков за счет развития потребительского кредитования, ипотеки и пластиковых карт.

Проблем с деньгами не предвидится, Фетисов уже увеличил капитал «Моего банка» на 700 млн рублей, менеджмент ищет для него миноритарных партнеров среди иностранных инвесторов. Вдобавок банк собирается вывести на рынок еще один выпуск облигаций на 1 млрд рублей. Бумаги, которые торгуются на рынке, будет логично выкупить в ходе ближайшей оферты.

«Матрица»

У крупнейшей розничной сети Башкирии (супермаркеты «Матрица», магазины и оптовая торговля алкоголем) дела идут хорошо — по данным самой компании, последние четыре года оборот растет не менее чем на 40%.

 

Отличительная особенность «Матрицы» — холдинг держит большинство своих торговых площадей в собственности, предпочитая не тратиться на аренду. Кроме того, это единственный из отобранных нами эмитентов, который публикует квартальные отчеты по МСФО. С прошлого года аудитор «Матрицы» — KPMG, один из партнеров — Ernst & Young. Зачем региональной компании дорогостоящие западные консультанты? К 2011 году «Матрица» собирается провести IPO. Пока, однако, и к облигациям компании инвесторы относятся с осторожностью: например, весной их котировки были нестабильны. Причина этого в неудачном размещении, уверен директор отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Михаил Галкин. На наш взгляд, эти бумаги — хорошая возможность получать долгосрочный доход, ведь следующая оферта намечена на конец 2008 года.

«РИГрупп»

Компания не вполне прозрачна — ее конечные собственники широкому кругу инвесторов не известны. У эмитента есть другое достоинство — прекрасные отношения с администрацией Московской области (два года назад одной из областных структур принадлежало 18% капитала группы).

Именно в этом регионе в 2003–2004 годах «РИГрупп» запустила свои первые девелоперские проекты. Сейчас холдинг работает и в Москве. В инвестмеморандуме к выпуску облигаций на 1,2 млрд рублей «РИГрупп» сообщила, что планирует инвестировать в развитие сети деловых центров в Московском регионе общей площадью 288 000 кв. м. Группа инвестирует также и в жилую недвижимость (четыре коттеджных поселка), развлекательные центры и лэнд-девелопмент.

Кроме того, в «РИГрупп» входят фирмы, инвестирующие в электроэнергетику и телекоммуникации, и Московский залоговый банк (101-е место по активам — 14,7 млрд рублей, по данным «Интерфакс-ЦЭА»). Диверсификация — хорошая компенсация за непрозрачность.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+