Кто виновен в снижении темпов добычи нефти
Итоги 2006 года для нефтегазового сектора России опровергают некоторые расхожие представления о тенденциях его развития. Например, отрасль уже второй год подряд показывает скромные темпы роста производства — чуть выше 2% (10 млн т) вместо 8,5% в среднем в 2000–2004 годах. Некоторые считают это естественным, утверждая, что после периода бурного роста отрасль просто выдохлась и больше не сможет расти значительными темпами. Однако, если разобраться, все гораздо сложнее.
Прежде всего, отрасль напрямую испытала эффект «дела ЮКОСа» — лидерами по падению добычи в 2005–2006 годах стали дочерние предприятия этой компании, «Томскнефть» и «Самаранефтегаз». Если бы они добывали нефть в 2005–2006 годах хотя бы на уровне сентября 2004-го, рост нефтедобычи в целом по России составил бы 4,8% в 2005 году и 4,2% в 2006-м вместо 2,4% и 2,2% соответственно. То есть оправдались бы прогнозы оптимистов, еще в 2003–2004 годах утверждавших, что российская нефтянка может расти темпами 4–5% в год как минимум в период до 2010 года.
Выходит, снижение темпов роста добычи нефти в России является не столько естественным, сколько рукотворным. Пострадали и другие компании, попавшие в результате передела собственности под контроль госструктур: добыча «Газпромнефти» в 2006 году снизилась на 1,3%, «Славнефти» — почти на 3%. При этом основные нефтедобывающие предприятия этих компаний, «Ноябрьскнефтегаз» и «Мегионнефтегаз», имеют как минимум неплохой потенциал для дальнейшего умеренного роста, так что проблемы с производством — результат скорее смены хозяев, чем естественных причин.
Как выглядят противоположные примеры, показывает опыт «Юганскнефтегаза». Установив контроль над «Юганском», «Роснефть» в 2005 году возобновила сотрудничество с сервисной компанией Schlumberger, главным «архитектором» роста добычи нефти в эпоху Михаила Ходорковского. Теперь, как сообщает официальный интернет-сайт «Роснефти», компания видит в гидроразрыве пласта, или ГРП (основном методе работы Schlumberger), наиболее эффективный метод увеличения нефтеотдачи. Так что дело Ходорковского продолжено, благодаря чему «Юганск» в 2006 году увеличил добычу на 4,5 млн т. Этот рост имеет смысл объяснять именно эффективным заделом предыдущих владельцев и преемственностью производственной практики. Сравните: главное добывающее предприятие «Роснефти» помимо «Юганскнефтегаза», «Пурнефтегаз», не показывало роста в 2000–2005 годах, а в 2006 году снизило добычу, по предварительным данным, более чем на 4%.
Еще один сюжет 2006 года — существенный рост добычи на предприятиях, контролируемых иностранным капиталом. Нефтегазовые проекты, разработку которых иностранцы начали еще в 1990-е, стали приносить плоды. Прирост добычи нефти на Салымской группе месторождений (Shell), Сахалине-1 (ExxonMobil) и Харьягинском месторождении (Total) в 2006 году составил 3 млн т, то есть треть прироста добычи нефти в стране. Если бы не вклад иностранцев, рост нефтедобычи в России в 2006-м составил бы всего 1,6% вместо 2,2%. Таким образом, несмотря на развернутую в прошлом году кампанию против иностранных инвесторов и объявление об ограничении доступа к нашим недрам, зарубежные инвесторы в реальности серьезно помогли всему сектору.
Еще один успех частной экономики — бурный рост добычи газа независимыми производителями, преодолевшими в 2006 году рубеж в 100 млрд куб. м (добыли 106 млрд куб. м из общих 656 и увеличили добычу на 13,6%) и опровергшими представление о независимом сегменте газодобычи как о «крошечном». Это ставит независимые компании на четвертое место в мире по объему добычи газа после «Газпрома», США и Канады — больше, чем в Норвегии или Иране, и почти вдвое больше, чем в Туркменистане. Впечатляющий результат, особенно на фоне стагнации добычи газа в «Газпроме» (рост 0,6% к уровню 2005-го), который еще четыре года назад утверждал, что независимые производители смогут добыть 100 млрд куб. м только к 2020 году.
Итоги работы нефтегазового сектора в 2006 году позволяют сделать вполне однозначные выводы. Успешно продолжает расти все, что находится в частных руках (в том числе иностранных), тогда как прикосновение государства убивает очаги роста. Приятное исключение составляет доставшийся новым владельцам в хорошем состоянии «Юганскнефтегаз», где практика предыдущих хозяев получила успешное продолжение. Увы, если передел собственности в отрасли в пользу государства продолжится, то, невзирая на хороший потенциал, этот рост может и вовсе прекратиться.