Меньше налогов, дополнительная защита от рейдеров. Двух этих причин достаточно, чтобы перевести свои инвестиции в закрытый паевой фонд
У Салавата Халилова, управляющего директора УК «Уралсиб», в последнее время все больше работы. Специалист по созданию закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), он одну за другой проводит встречи с инвесторами, желающими «упаковать» в такие фонды свои активы.
О каких активах речь? Сложить в ЗПИФы можно разное имущество, но, как правило, об этой услуге Халилова просят владельцы недвижимости. В целом статистика такова: из 235 закрытых фондов, зарегистрированных Федеральной службой по финансовым рынкам, 155 — именно фонды недвижимости. Типичный случай: в фонд передается несколько офисных или торговых центров, их собственники становятся при этом владельцами паев. Вариантов выхода из состава пайщиков два — либо дождаться окончания срока действия фонда (его определяют заранее сами пайщики), либо перепродать свой пай другому инвестору. Паи некоторых ЗПИФов даже торгуются на бирже: на ММВБ сейчас обращаются паи 24 закрытых фондов, на РТС — трех.
Преимущество закрытых фондов заключается прежде всего в том, что они позволяют экономить на налогах. «Если инвестиции долгосрочные, налоговые преференции дают возможность повысить доходность», — говорит председатель совета директоров УК «Менеджмент-центр» Сергей Михайлов. Налог на прибыль для организаций (базовая ставка 24%) или на доход физических лиц (13%) уплачивается только при прекращении ЗПИФа, перепродаже пая или выплате фондом промежуточных доходов. Сравните это с ситуацией, когда инвестиции в акции осуществляет, например, принадлежащая вам компания или вы сами.
Допустим, в начале года вы купили несколько акций одного эмитента на 100 рублей, за год они выросли на 100% и достигли своей справедливой стоимости. Вы продаете бумаги, зафиксировав прибыль в 100 рублей. В этом случае вам придется заплатить налог 13% с разницы между ценой покупки и продажи. В результате у вас осталось 187 рублей. Вы реинвестируете эти деньги в другие акции, которые показывают аналогичный рост (100% за год), и в конце второго года инвестирования опять продаете акции. Получив 374 рубля, платите налог на доходы 24 рубля. Итого у вас на руках 350 рублей.
Если же вы на 100 рублей приобрели паи ПИФа, действовавшего по той же стратегии и с той же доходностью, то через два года при прекращении фонда вы получите 400 рублей (без учета вознаграждения управляющей компании). После уплаты налога на доходы у вас остается 361 рубль. Только за счет реинвестирования прибыли вам удалось сэкономить 11 рублей. Немного? Но перенесите эту схему на другие объемы инвестиций и, самое главное, на длинные сроки. Компании, в отличие от частных лиц, при покупке паев фонда экономят еще больше за счет более высокой ставки налога на прибыль.
«Из-за отложенного налогообложения доходность вложений в ЗПИФ обычно выше, чем при классическом доверительном управлении, — говорит заместитель генерального директора УК «Уралсиб» Наталья Плугарь. — Это хорошо заметно на сравнительно больших промежутках времени — 3–5 лет». Правда, с бумагами должны совершаться операции: чем выше активность фонда, тем более он выгоден.
Одна из самых популярных схем — перевести в фонды акции, которые уже имеются в наличии, и сэкономить на налоговых выплатах. Так поступает Олег, совладелец инвестиционной компании (свою фамилию он попросил не называть), который направил в два закрытых фонда акций, созданных УК «Капитал Инвест», деньги и ценные бумаги (в основном акции энергетических компаний — РАО ЕЭС и ее «дочек») на несколько сотен тысяч долларов. Деньги Олег вкладывал лично, а ценные бумаги переводились в ЗПИФ с баланса принадлежащих бизнесмену компаний. «Акции были куплены давно, за несколько лет они сильно выросли в цене, и надо было фиксировать прибыль. В случае продажи пришлось бы заплатить налог с прибыли. А так акции были внесены в фонд на стадии его формирования, что считалось инвестициями, и налоговых последствий не возникло. В итоге мы получили «налоговые каникулы» на время действия фонда», — объясняет Олег.
Как создать такие «каникулы» для себя? Самый сложный вариант — купить готовую управляющую компанию с лицензией (это обойдется в $20 000–40 000) и набрать для работы в ней команду. Но легче обратиться к специалистам из существующих компаний. «Упаковать» активы в ЗПИФ в среднем стоит $10 000–15 000, хотя иногда УК могут сделать это и бесплатно, в расчете на будущие комиссионные от управления крупными активами. Если о ценах договорились, управляющая компания запустит процесс юридической и финансовой экспертизы (due diligence) активов.
Инвесторы держат в фондах самые разнообразные активы. Федеральная служба по финансовым рынкам регистрировала закрытые фонды акций, недвижимости, прямых инвестиций, смешанные, венчурные и ипотечные фонды. При этом у закрытых фондов значительно более широкие возможности работы с ценными бумагами по сравнению с открытыми и интервальными фондами, создаваемыми для массовых инвесторов. Например, закрытый фонд акций может держать до 35% активов в бумагах одного эмитента (открытые и интервальные фонды — до 15%).
Эксперты проверят правоустанавливающие документы на вашу недвижимость и ценные бумаги. Сюда могут входить выписки из реестров, договоры купли-продажи, свидетельства о праве собственности и т. п. Если проверяющие не отыщут сомнительных документов, УК останется только составить правила доверительного управления вашим закрытым инвестиционным фондом. Обычно все эти процедуры занимают 1–1,5 месяца, затем правила должны быть зарегистрированы ФСФР. По словам Салавата Халилова из «Уралсиба», на это потребуется еще 45 дней, после чего начинается формирование фонда, которое заключается в перерегистрации прав собственности на имущество. Всего на создание закрытого фонда недвижимости в среднем уходит около 6 месяцев, фонд акций можно зарегистрировать и сформировать значительно быстрее.
[pagebreak]
Управляющая компания будет также брать с владельцев имущества, передаваемого в фонд, вознаграждение. «Тарифы обычно определяются индивидуально, — говорит Иван Гелюта, генеральный директор УК «Агана». — В закрытых фондах они часто составляют десятые доли процента от активов под управлением — значительно дешевле, чем классическое доверительное управление». Впрочем, за управление фондом недвижимости УК, как правило, берут больше, несколько процентов от размера активов.
Передача активов в закрытый фонд позволяет избежать еще одного налога — на имущество. Например, пермская строительная компания «Камская долина» весной 2005 года перевела в одноименный ЗПИФ под управлением местной компании «Витус» незавершенные проекты строительства жилья, торгово-офисных помещений, коммерческую недвижимость. Имущество, входящее в состав фонда «Камская долина», налогом в итоге не облагалось (ставка 2,2% от его стоимости ежегодно), но не потому, что его не нужно платить, а потому, что нет порядка уплаты. «Это сложилось исторически. Его невозможно уплатить даже из-за особенностей бухгалтерского учета», — объясняет Юрий Скудаев, генеральный директор УК «Витус», которая управляет закрытым фондом «Камская долина». В конце октября 2006 года стоимость чистых активов «Камской долины» составляла более $4,5 млн (доходность за год 20,6%). Довольные работой фонда менеджеры компании «Камская долина» планируют в ближайшие два года увеличить размер активов почти в 20 раз.
Какие еще преимущества у такого способа хранить активы? Например, возможность привлечь дополнительное финансирование. Так, при формировании фонда «Камская долина» паи на 20 млн рублей купили сторонние инвесторы. И это оказалось гораздо удобнее, чем брать кредит в банке, когда недвижимость оказывается в залоге. Чтобы контролировать решения общего собрания пайщиков фонда, достаточно владеть 75% паев, остальные паи можно свободно продать на рынке. Некоторые управляющие компании сами помогут вам в этом.
Еще один плюс: ЗПИФ позволяет минимизировать риски рейдерских атак. Юрий Бовкун, председатель инвестиционного комитета УК «Мономах», утверждает, что достать собственность из фонда значительно сложнее, чем отобрать у предприятия. Бумаги, которые находятся в ЗПИФе, не могут быть изъяты, на них не может быть наложено взыскание. Если в ПИФе находится контрольный пакет акций компании — это дополнительная гарантия, что ее работа не будет парализована в результате рейдерской атаки.
Создание ЗПИФа также гарантирует партнерам юридически более простой механизм управления активами (этим занимается УК) и ясный способ распределения дохода в зависимости от количества паев, говорит Иван Гелюта из «Аганы». Да, управляющие компании обязаны раскрывать стоимость чистых активов ПИФа, и эта информация будет доступна общественности, но что с того? Чьи и какие активы в фонде, как правило, узнать сложно. «Реестр пайщиков фонда, в отличие от состава акционеров компании, достать практически невозможно», — говорит Юрий Бовкун из УК «Мономах».
Каков размер активов, которые УК возьмутся «упаковать» в фонд? В начале ноября ФСФР подняла минимальную планку стоимости имущества закрытого ПИФа в 10 раз — до 25 млн рублей. Иван Гелюта считает, что оптимально создавать фонд еще большего размера: «УК интересна работа с фондами, чьи активы превышают 100 млн рублей».