К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рациональное зерно


Как наладить контроль качества на провинциальном предприятии? Спросите у ВЛАДИМИРА ЗЯБЛИНА, создателя марки «Увелка»

Cтепной поселок Увельский на юге Челябинской области будто вжался от холода в землю — самые высокие дома здесь не выше двух этажей. Зато почти каждый увешан тарелками спутниковых антенн. А на окраине стоит офис с облицованным плиткой фасадом и аккуратной парковкой. За его стенами ответ на вопрос, откуда у жителей этой глубинки деньги на спутниковое ТВ.

В здании расположена головная контора «Увельской крупяной компании», самого большого в России производителя круп в порционной упаковке. Пшено, гречку и рис под маркой «Увелка» можно варить непосредственно в пакетике, что пришлось по душе потребителям: за шесть лет продажи компании выросли в 23 раза, выручка в 2006 году составила $30 млн. Хотя, пожалуй, дело не только в упаковке.

После фотосъемки для Forbes совладелец «Увельской крупяной компании» Владимир Зяблин просит уборщицу еще раз подмести пол: кажется, в угол закатилось несколько зернышек риса. «Он очень дотошный человек», — говорит о Зяблине один из его московских знакомых. От работников фабрики бизнесмен требует такой же дотошности. По ГОСТу, например, в гречке может содержаться 0,7% нешелушеного (черного) зерна, в «Увелке» Зяблин добился показателя 0,04%: одно зернышко на 100-граммовый пакет. Раз в месяц бизнесмен наугад выбирает упаковку и варит дома кашу, чтобы лично проверить, соблюдается ли эта норма.

 

Зяблин был одержим идеей повышения качества еще в начале 1990-х, когда на пару с директором увельского предприятия «Злак» Валерием Филипповым основал бизнес по фасовке крупы. Предприниматель-педант заключил договор с Московским институтом зерна, чтобы совместно выработать новые нормы по очистке гречихи. Толку из этого вышло немного: гречневая крупа, может, и получалась почти без примесей, но кому до этого дело, если отгружали ее оптовикам в холщовых 50-килограммовых мешках? «Продавая товар мешками, мы поняли, что ничего за свое качество не получаем», — признается Зяблин. Однажды он увидел по телевизору рекламу риса Uncle Ben’s, который не надо было ни перебирать, ни помешивать при варке, и понял: хорошо бы сделать что-то подобное. В России рис в пакетиках фасовала тогда лишь петербургская группа «Ангстрем».

Теперь Зяблину грех жаловаться. Маржа при производстве пакетиков с крупой — 30%, тогда как килограммовая фасовка приносит в три раза меньше прибыли. Вслед за Зяблиным пакетирование освоили новосибирский «Пассим», челябинские «Макфа» и «Союзпищепром». Но на «Увелку» по-прежнему приходится 55% продаж порционной каши. «Они первыми вышли на рынок с новым продуктом и сразу сделали серьезную ставку на дистрибуцию», — выдает комплимент конкурентам директор по маркетингу «Союзпищепрома» Дмитрий Пырсиков. И правда, чего уж проще: следи за качеством да продавай. Но дело-то происходит не в Швейцарии, а в небольшом поселке на Урале.

 

Зяблин прекрасно знал Увельский и его обитателей — сам родился в соседнем селе. Но все же предусмотрел не все.

Пытался он, например, отправлять селян торговыми представителями в крупные города. Итог: житель небольшого поселка, увидев новые возможности, быстро подыскивал более высокооплачиваемую работу. После этого Зяблин стал набирать кадры непосредственно в местах, которые осваивала компания.

За сотрудниками, занятыми на производстве, Зяблин следит не менее ревностно, чем за чистотой в своем офисе. В 2001 году штат компании начал бурно расти (сейчас в ней работает 650 человек), и бизнесмен решил искоренить опоздания: на заводской проходной установили электронную систему пропусков, фиксирующую время прихода-ухода. Результат оказался неожиданным: несколько человек не просто опаздывали, а вовсе не выходили на работу. Их незамедлительно уволили.

 

Кадры на ключевые производственные должности дотошный бизнесмен подбирает сам. Например, он лично проводит собеседование с операторами крупяных аппаратов — именно эти люди отвечают за пресловутое «одно зернышко на 100 грамм». Стоит ли тратить на это время? «Выбор специалистов в поселке невелик. Приходится их самим готовить», — объясняет предприниматель. Прежде чем выделять деньги на полугодовое обучение кандидата, Зяблин хочет сам убедиться, что тот лоялен компании.

Нужно было нанять менеджеров по продажам непосредственно в Увельском? Для них Зяблин придумал программу мотивации, в основе которой лежит самый проверенный стимул — деньги: если человек хорошо работает, то по итогам месяца он может получать до 60 000 рублей, что для Увельского огромная сумма. Лучшие из лучших (10 из сотни) вместе с семьями отправляются за счет компании на отдых в Турцию или Египет. По сарафанному радио об их впечатлениях узнает весь поселок, что вдохновляет коллег на новые свершения. Один из результатов такой политики — большое количество молодежи в штате.

Все подразделения компании сидят в одном офисе — том самом, облицованном плиткой. Причем в кабинете главы «Увелки» установлен большой монитор, на который камеры видеонаблюдения транслируют изображения со всех этажей. Комнаты в здании сделали с прозрачными перегородками, чтобы не было соблазна что-то скрывать. Правда, потом, как признается бизнесмен, некоторым отделам все же разрешили повесить жалюзи. «Чувствуют себя неуютно», — объясняет Зяблин.

Раз в три года на «Увелке» проводят анонимные тестирования, в ходе которых сотрудники оценивают работу окружающих, в том числе начальников. При этом любой сотрудник может обратиться к хозяину фабрики с личной просьбой, кинув письмо в большой синий ящик с надписью «Пожелания и предложения» на заводской проходной. По словам бизнесмена, тестирования показали, что больше всех преданы компании рабочие на производстве. А вот жалобам руководителей на «нерасторопный» персонал он теперь не слишком доверяет.

Как дальше будет развиваться его бизнес? Основные конкуренты «Увельской крупяной компании» занимаются не только упаковкой каши в варочные пакетики — они делают макаронные изделия и другие продукты питания. Зяблин же уходить от своей специализации не намерен. В 2005 году он расфасовал почти 28 000 т крупы. Несмотря на потрясающий рост продаж, это не так много — всего в России за год продается больше 1,5 млн т. Хотя… чем меньше товара, тем легче контролировать его качество.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+