Все дороги ведут в Москву. Сколько ни отправляй корреспондентов в командировки по стране, сколько ни расходуй денег на междугороднюю связь, все равно полномера получится про столичный бизнес. Никакой диверсификации. На этот раз, впрочем, речь идет о действительно крупном столичном бизнесе. Наши авторы Михаил Козырев и Мария Абакумова потратили несколько недель на то, чтобы разобраться в делах компании «Интеко» и ее владелицы Елены Батуриной. (Результат см. на стр. 118.)
Мы не первый раз пишем о супруге московского мэра. В мае 2004 года Forbes опубликовал рейтинг богатейших бизнесменов России, оценив состояние Батуриной в $1,1 млрд. До нас никто не относил хозяйку «Интеко» к числу миллиардеров. После нашей публикации редкое упоминание Батуриной в прессе обходилось без указания размеров ее состояния. В том же 2004 году в интервью журналу «Русский Newsweek» (его тоже издает издательский дом Axel Springer) Батурина так прокомментировала свое появление в списке богатейших: «[Отнеслась к этому] абсолютно спокойно, потому что была уверена: рано или поздно я в этом списке буду… Правда, я полагала, что еще годик-другой посидим в тени. Заметили. И слава богу».
Насколько искренне это прозвучало? Сложно сказать. Но большому бизнесу сейчас вообще трудно держаться в тени: компании занимают деньги, рекламируют свои товары, реформируют бизнес. «Интеко» — не исключение. То, что делает Батурина, наверное, даже вызывает уважение у многих ее коллег по рынку. Но есть один нюанс: семейное положение. Если твой муж — мэр города, то, делая в этом городе бизнес, ты всегда будешь иметь особый статус. От этого не уйти. Конечно, сама Елена Батурина хотела бы избежать этой темы, но мы и в 2004 году писали о семейной составляющей, пишем и сейчас.
Что же касается собственно бизнеса «Интеко» — да, он процветает. У Батуриной есть четкий план его развития, она знает, как именно будет выглядеть «Интеко» в 2010 году. Она даже знает, где будет работать Лужков, покинув пост мэра. Обо всем этом она рассказала в интервью Forbes.
Пара рейтингов
Три месяца назад мы сформировали две мобильные группы из наших авторов и редакторов. Одна группа принялась изучать расклад сил на потребительском рынке. Вторая — на рынке зарплат топ-менеджеров. Вы имеете возможность ознакомиться с прекрасными итогами их работы. На стр. 60 открывается рейтинг 50 самых продаваемых российских товаров. А на стр. 160 вы найдете сводную таблицу с указанием компенсаций, которые получают руководители в России.
Пара слов по поводу рейтинга брэндов. Сначала мы хотели ограничиться марками, которые были созданы российскими компаниями и продолжают оставаться в их собственности. Но потом пересмотрели методику и расширили список за счет марок, созданных в России иностранцами. Причина? В чисто российском списке было бы слишком много водки. Есть такая проблема: как сделать экономику независящей от нефти. Можно добавить еще одну: как сделать потребительский рынок независимым от водки.