К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В лучах света


Чем бы ни занимались Сергей Перовский и Михаил Свищев, они стремились быть лидерами. Теперь это стало проще — они могут скупать конкурентов

Майский вечер 1996 года. Президент Борис Ельцин в свете мощных прожекторов возлагает венок к Могиле Неизвестного солдата. Церемония транслируется в прямом эфире, и за ней, без преувеличения, наблюдает полстраны. Но среди телезрителей есть два человека, которые следят за происходящим с особым трепетом, — это предприниматели Сергей Перовский и Михаил Свищев. Принадлежащая им фирма «Терна» обеспечивала подсветку ковровой дорожки, по которой шел Ельцин. «Задача была непростая, — вспоминает теперь Свищев. — Темная зона, да и чувствовал он себя не очень хорошо, а выглядеть должен был на все сто».

Прошло 10 лет. Выручка фирмы выросла почти в 17 раз — до $200 млн, чистая прибыль по итогам 2005 года — $1,9 млн. Импорт комплектующих к светильникам предприниматели почти свернули (доля «Терны» в поставках упала с 80% до 7%). Зато другая продукция холдинга, созданного Перовским и Свищевым, вам наверняка попадалась. Входящий в группу завод «Люмсвет» в подмосковных Мытищах производит четверть всех российских растровых светильников — это те самые решетчатые квадраты с люминесцентными лампами, которые встроены в потолок большинства офисов. Лампы импортирует сама «Терна». Металлический профиль для подвесных потолков из гипсокартона, куда монтируются такие светильники, Перовский со Свищевым тоже делают сами — на заводах в городе Петушки Владимирской области и в Новосибирске.

У «Терны» есть еще одно направление бизнеса. Именно эта компания установила автоматическую систему управления дорожным движением «Старт-2» ГИБДД Москвы — 4000 камер, которые круглосуточно наблюдают за пешеходами и водителями на московских улицах. «Терна» также производит средства криптографической защиты информации. Их используют, например, администрация президента и Минобразования — для проведения единого госэкзамена.

 

Стоит ли так разбрасываться? Бывший преподаватель кафедры источниковедения МГУ Михаил Свищев ссылается на теорию Карла Маркса о средней норме прибыли — после того как первые сливки сняты, прибыль от конкретного вида деятельности снижается. «Если не можешь заработать миллионы на монопродукте, то надо переключаться», — замечает Свищев. У его компаньона Сергея Перовского, экономиста по образованию, возражений нет.

Первые деньги предприниматели заработали на продаже СВЧ-печей. Офис снимали в Московском научно-исследовательском телевизионном институте. Арендодатели-оборонщики как раз и надоумили заняться продажей камер видеонаблюдения — спрос на них, как и на микроволновки, в начале 1990-х был огромным. «Терна» начала их импортировать.

 

Оснащая системами безопасности офис «Комстара», партнеры столкнулись с неожиданной проблемой. Комиссия не принимала объект, так как при включении камер наблюдения непременно перегорала какая-нибудь лампочка из подсветки. Свищев лично закупил 200 импортных галогенных ламп, объект сдали, а «Терна» вскоре стала крупнейшим поставщиком ламп немецкой Osram. Везли все — от подсветки для стоматологических кресел до ртутных ламп для уличных фонарей.

Как только производители светотехники начали сами ввозить свою продукцию в Россию, Перовский со Свищевым запустили завод растровых светильников. Освоив работу с металлом, в 2000 году они решили сами производить профиль, на который крепится подвесной потолок или гипсокартонные стены. Офисов строится много, отделочные материалы востребованы — завод в Петушках переведен на работу в четыре смены. Вот результат: в 2005 году производство металлического профиля в компании выросло в два раза, доля «Терны» на рынке достигла 60% (у российского завода немецкой «Тиги-Кнауф» в шесть раз меньше). Правда, с каждым годом желающих производить профиль становится все больше. «Терна» уже задумалась о других продуктах: металлические вставки для пластиковых окон, дорожные ограждения, стеллажи.

Однако бесконечно расширять сферу деятельности невозможно. Маркс, кстати, писал, что, когда прибыль падает, капитал консолидируется. В большинстве направлений, которыми занимается «Терна», она имеет долю рынка не менее 25% (одно из исключений — комплексные системы безопасности, ими занимаются больше пяти компаний с равными силами). Контроль над большой долей рынка позволил Перовскому и Свищеву удачно разместить выпуск облигаций на 500 млн рублей. Куда пошли деньги? Все по основоположнику — на концентрацию. Бизнесмены, например, еще в 2002 году обратили внимание на производство сайдинга, начав выпускать пластиковые панели для облицовки стен под маркой FineBer. Спрос, по словам Свищева, постоянно растет: «В России очень много сараев. Как придать им красивый вид за небольшие деньги? Обить сайдингом». Вот только треть материалов для внешней облицовки домов до сих пор импортируется из Канады и Италии, среди российских производителей «Терна» тоже не была крупнейшей, уступая компании «Альта-Профиль».

 

Все изменится уже по итогам этого года. На привлеченные от займа деньги Перовский со Свищевым в июле купили подмосковную компанию «Деко-Д». В результате сделки «Терне» досталась раскрученная марка более дорогих, чем ее собственные, панелей, производственно-складской комплекс и команда менеджеров («Деко-Д» была старейшим российским производителем этой продукции).

А в конце сентября «Терна» договорилась о выкупе бизнеса с владельцами компании «Алюпласт», производящей около 7% пластиковых панелей для облицовки стен в России. За счет этих двух сделок мощности «Терны» по сравнению с прошлым годом вырастут в два с половиной раза. В планах группы по капитальным вложениям никаких новых видов деятельности не значится. И правда незачем — на стройматериалах в ближайшие пять лет можно будет неплохо зарабатывать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+