Хотите постоять за дирижерским пультом настоящего оркестра? Есть такая услуга
В одной из студий «Мосфильма» Московский симфонический оркестр проводит плановую репетицию. Играют Восьмую («неоконченную») симфонию Шуберта. За дирижерским пультом — человек, которого вы вряд ли увидите в этой роли, даже если вы меломан и не пропускаете ни одного концерта. Зато его знают инвестиционные банкиры — дирижера зовут Михаил Мошиашвили, он председатель совета директоров ЗАО «Объединенная финансовая группа», входящего в Deutsche UFG, а раньше занимался реструктуризацией и связями с инвесторами в лесопромышленном холдинге «Илим Палп». Дирижерство для него — хобби, им он всерьез увлекся полгода назад. И с тех пор регулярно приезжает на репетиции. Естественно, это удовольствие стоит денег.
Московский симфонический оркестр — частное предприятие. Средства на существование он зарабатывает гастролями и записями, а за отдельную плату, как выяснилось, разрешает постоять за дирижерским пультом. По словам директора оркестра Марины Левиной, кроме Мошиашвили в репетициях принимали участие и другие бизнесмены. Цена вопроса? По данным Forbes, речь идет о сумме от $2000 за раз. Мошиашвили звонит менеджерам оркестра за неделю, согласует график и репертуар. Произведения Шуберта и Бетховена, например, он любит, а Берлиоза — нет.
Конечно, чтобы работать с оркестром, мало любить музыку — нужно уметь дирижировать. Но Мошиашвили родился в семье пианистки, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, наизусть знает сотню трехчасовых партитур. «У меня склонность к дирижированию проявилась лет в десять, — рассказывает он. — А встать за пульт удалось относительно недавно, когда оркестр подвернулся».
Когда-то регулярно дирижировал оркестром и Николай Шилин, владелец сети магазинов одежды больших размеров «Три толстяка». Будучи профессиональным гобоистом, он создал в конце 2000 года свой оркестр из 110 человек. Правда, последний раз бизнесмен стоял за дирижерским пультом летом прошлого года на собственном дне рождения — жалуется, что бизнес отнимает много времени.
Мошиашвили на хобби время находит. Находит он и объяснение своему увлечению: «Оркестр можно сравнить с холдингом, в котором много дивизионов: у каждого инструмента есть своя партия, свое место вступления и место прекращения». Не один он проводит такие параллели. В середине октября на концерте в Большом зале консерватории тем же Московским симфоническим оркестром управлял Бернард Тома, французский дирижер. А накануне он прочел лекцию по менеджменту в российском офисе компании Nestle (она спонсирует оркестр). Тома говорит, что опыт управления большим оркестром может быть полезен любому руководителю.