Главный стратег Альфа-банка Кристофер Уифер о будущем частных компаний
В последнее время стало очевидно, что в основу государственной стратегии развития экономики в России легла идея перенаправления основной массы финансовых и административных ресурсов в так называемые стратегические отрасли промышленности. Этот подход имеет очень важные последствия для частных компаний, которым придется конкурировать с пользующимися поддержкой государства предприятиями, а также для компаний «нестратегических» отраслей.
Стратегические отрасли можно разделить на три группы. Это нынешние локомотивы российской экономики — нефтегазовая промышленность и металлургия; отрасли, образующие «командные высоты» экономики, к числу которых относятся электроэнергетика, трубопроводы и проводная связь; а также отрасли, в которых Россия претендует на преимущество перед конкурентами и за счет которых надеется обеспечить свое развитие в будущем. В последнюю группу попадают авиация, высокие технологии и отрасли бывшего военно-промышленного комплекса.
Если в первый срок президентства Владимира Путина упор делался в основном на политику, на восстановление централизованной власти Кремля, то во время второго приоритетом стало определение стратегических отраслей и создание в каждой из них компаний-лидеров, которые бы доминировали в национальном масштабе. Для этого либо приобретаются такие активы, как ЮКОС, «Сибнефть» и совсем недавно — «ВСМПО-Ависма», либо существующие государственные активы объединяются в одну компанию. Это стало особенно очевидным с созданием «Объединенной авиастроительной корпорации». На этом этапе было относительно мало существенных нововведений в промышленности, а те инвестиции, которые были сделаны, стали скорее следствием по-прежнему обильного потока нефтедолларов. Зато правительство запасает финансовые ресурсы на будущее.
Теперь процесс подготовки подходит к концу. В будущем мы сможем увидеть более широкое применение государственных финансовых и административных ресурсов для развития стратегических отраслей, и основная государственная поддержка будет адресована компаниям, лидирующим в национальном масштабе. Эти компании, к числу которых принадлежат «Роснефть», «Объединенная авиастроительная корпорация», «Ростелеком», и та группа, что приобретет контроль над металлургией, могут рассчитывать на значительные государственные ресурсы. И в том числе на выгоды от того, что в числе их совладельцев будет государство.
Судьба российских частных компаний не менее очевидна. Компании, не принадлежащие к стратегическим отраслям, будут предоставлены сами себе. Это и хорошо и плохо. Хорошо, потому что эти компании (те, что действуют в потребительском секторе и в сфере услуг) не будут испытывать сильного вмешательства со стороны государства и не столкнутся с нечестной конкуренцией со стороны госкомпаний. И плохо, потому что они останутся без государственной финансовой поддержки, а решение проблем коррупции и бюрократизма не будет для властей сколько-нибудь приоритетным.
Для частных компаний, работающих в стратегических отраслях, правила игры совсем иные. Лидирующие госкомпании и те, что не контролируются государством, но располагают «государственным мандатом», получат существенную поддержку со стороны государственных регулирующих органов и конкурентное преимущество. А госкомпании, действующие на внешних рынках, такие как «Газпром» и, возможно, «Объединенная авиастроительная корпорация», получат преимущества за счет выполнения международных торговых и энергетических контрактов, заключать которые будет Кремль.
Модель стратегических отраслей и «национальных чемпионов» обладает значительными долгосрочными преимуществами, но очевидны и среднесрочные. Выбрано «меньшее из двух зол»: вместо того чтобы аккумулировать и запасать сверхприбыли, получаемые в добывающих отраслях, как это происходит теперь, эта модель создаст механизм, благодаря которому государственное богатство может быть направлено для развития хотя бы отдельных отраслей. Многие из этих отраслей все еще стреножены сохранением советских структур и моделей работы, и нынешние власти исходят из того, что государство сможет лучше способствовать изменениям в этих отраслях и сохранить при этом баланс интересов: решать крупномасштабные задачи, обеспечивать выплату зарплаты, уплату налогов и тому подобное. Этому будут способствовать миноритарные стратегические инвесторы (международные компании, действующие в тех же областях, как, например, Siemens в истории с «Силовыми машинами») и строгая дисциплина международных фондовых бирж, на которых теперь торгуется большинство компаний из числа национальных лидеров.
Автор – главный стратег Альфа-банка