Советы Криса Уифера
За последние пять месяцев инвесторы кардинально пересмотрели отношение к рискам развивающихся рынков. И к России это относится в наибольшей степени. С рекордно высокого уровня, достигнутого в мае, индекс РТС к середине октября рухнул на 78%, откатившись до 550 пунктов, а торгуемые компании подешевели на $1,2 трлн.
Скорость изменений поистине изумительна. Еще в первом полугодии 2008 года российский фондовый рынок был впереди планеты всей. Казалось, экономические проблемы и кредитный кризис обойдут Россию стороной. Но уже в третьем квартале российские площадки опередили основные мировые рынки по глубине падения.
Случившееся опровергает все прежние представления о том, что российская экономика изолирована от мировых проблем, и свидетельствует о несовершенстве финансовой и административной инфраструктуры страны. Например, в России слишком мало отечественных инвесторов, а большинство из них к тому же — ориентированные на короткий срок игроки. В такой ситуации сложно избежать обвала котировок.
Наиболее сильный удар по благожелательному настрою инвесторов нанесли падающие цены на нефть. В начале июля нефть марки Urals торговалась на уровне чуть ниже $140 за баррель, а в конце октября упала до $56,7 за баррель. Поскольку федеральный бюджет на 2009 год сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть Urals на уровне выше $95 за баррель, инвесторов беспокоит, что доходов бюджета может не хватить на финансирование инвестиционных программ, заявленных ранее и в немалой мере способствовавших созданию привлекательного инвестиционного имиджа страны. Ситуация усугубляется высокими затратами государства на поддержку банковской системы, курса рубля и рефинансирование задолженности крупных российских предприятий.
Поэтому инвесторам необходимо крайне осторожно относиться сегодня к выбору акций для инвестиций. Лучшими объектами будут компании, прибыли которых наиболее защищены, — риски вложений в них минимальны. Это означает выбор высоколиквидных акций эмитентов, не обремененных значительным краткосрочным долгом, обладающих средствами для осуществления запланированных инвестиций в течение ближайшего года, а также имеющих возможность диктовать цены в своей отрасли.
Имеет смысл обратить внимание на сектора, в отношении которых звучат чрезмерно пессимистичные прогнозы, — банковский и электроэнергетический. Также среди предпочтений компании с сильными конкурентными позициями в своих отраслях (например, «Газпром»). Следует обратить внимание и на компании, чьи прибыли меньше зависят от резкого падения потребительских расходов, так как их услуги стали неотъемлемым элементом образа жизни любого человека. Речь в данном случае идет о компаниях сотовой связи.
Прогнозировать, на каком уровне окажется российский рынок через какое-то время, сейчас довольно сложно. Однако можно предположить, что немало инвесторов вскоре начнут покупать, опасаясь пропустить возможный рост рынка. Мы считаем, что до конца года рынок может вырасти на 30–40%, примерно до 1000 пунктов по индексу РТС. В то же время, по всей видимости, это не станет началом долгосрочного роста. Набранную высоту рынок, скорее всего, потеряет после опубликования в начале 2009 года финансовых показателей за III–IV кварталы 2008 года, весьма трудные для российских эмитентов.
И только после этой коррекции, когда банковская система предстанет в новом, консолидированном виде, а система кредитования экономики заработает вновь, можно ожидать пересмотра инвесторами рисков российского рынка в сторону понижения и начала долгосрочного роста.