Высокие цены на бензин бьют по карманам, кто бы спорил. Но когда, заплатив больше 1000 рублей за полный бак 95-го, вы захотите на ком-то выместить злобу, не спешите вешать всех собак на нефтяную компанию, чей логотип красуется на АЗС. Вспомните о правительстве. Оно тоже повинно в росте цен на топливо.
Каким образом? Властям выгодно собрать как можно больше налогов с нефтяников, изъяв их сверхприбыли в Стабилизационный фонд. Кто-то может успокоить себя тем, что, заправляясь, он вносит скромную лепту в Стабилизационный фонд? Я не смог бы. Зато правительство могло бы не просто собирать ренту, а стимулировать инвестиции в переработку нефти, повышение качества бензина и рост конкуренции на рынке. Но оно этого не делает.
Подробнее о ценах на бензин и почему они у нас неизбежно сравняются с европейскими, читайте в статье «Полный бак проблем» на стр. 78. Здесь же я предлагаю посмотреть на топливную проблему иначе: зачем вообще искать виноватых в росте цен? Ведь дорогой бензин — это благо для экономики крупных городов.
Представьте: топливо подорожало до 40 рублей за литр (это, кстати, и есть европейский уровень). Как показал опрос ВЦИОМ, при таких ценах 47% автолюбителей готовы пересесть на общественный транспорт. Конечно, если удорожание произойдет в один момент, то на следующий же день систему общественного транспорта постигнет коллапс. Но мы говорим о постепенном удорожании.
Главный положительный эффект от такого роста цен будет заключаться в том, что у всех субъектов рынка появится здоровое стремление к экономии. Сейчас оно отсутствует, о чем можно судить по гигантским московским пробкам — все эти люди легко расстаются с 1000 рублями за бак бензина, иначе они не стояли бы в пробке. Автомобилисты перестанут возить на машинах одних себя — выгоднее будет скооперироваться с коллегой по работе, если с ним по пути, разделив стоимость топлива. Под наплывом пассажиров городские власти всерьез задумаются о расширении инфраструктуры общественного транспорта. Быть может, поездка в автобусах даже станет более комфортной и быстрой за счет того, что им, автобусам, наконец будут выделены отдельные полосы движения. Компании, занятые в логистике, вынуждены будут придумывать новые, более эффективные способы ведения бизнеса, чтобы не разориться на разъездах.
Наконец, снижение автомобильного потока приведет к росту эффективности бизнеса — за счет сэкономленного времени. Не стоит забывать и о том, что чище станет воздух, а это важная составляющая качества жизни.
Дома на книжной полке я нашел небольшую книжку «Учись экономично водить автомобиль» (М., 1982), перевод с польского. Содержащиеся в ней 29 советов для бережливых водителей скоро снова станут актуальными. И, как написал автор этой брошюры, «желаю всем читателям экономичного вождения и широкой дороги».