Москва и другие крупные города России переживают невиданный потребительский бум. Шутка ли: за первое полугодие страна потратила $12,1 млрд на приобретение автомобилей, купив без малого миллион машин, в основном импортных или иномарок российского производства. По всей видимости, ни дилеры, ни заводы ничего подобного не ожидали, поэтому образовался дефицит, покупателям нужно записываться в очередь.
Другой пример: стоило мебельной компании IKEA объявить о выходе нового каталога, как весь его тираж смели из магазинов чуть ли не в первый день, а служба доставки мебели открыла запись — она, как и автодилеры, не справляется с притоком покупателей.
Не справляется со спросом и герой одной из наших статей — петербуржец Николай Мнев, крупнейший в России производитель надувных лодок (см. «Большое плавание» на стр. 52). «За границу в этом сезоне поставили ровно в три раза меньше, чем было заявок», — сетует предприниматель.
Откуда на страну свалилось такое счастье и чем оно грозит обернуться? На первый вопрос ответ очевидный — доходы от продажи нефти оседают не только в карманах богатейших бизнесменов, но и просачиваются к населению, причем довольно быстро. По данным Росстата, средний ежемесячный доход в России превысил в июне 10 000 рублей, увеличившись за год почти на треть. Заметьте, это среднедушевой доход, а не зарплата: в нем учтены и нищенские пенсии, и то, что половина россиян, по сведениям того же Росстата, не работает. «Создается ощущение, что наше население внезапно и поголовно разбогатело», — комментирует народная газета «Комсомольская правда».
Да, потребительский бум дает экономике новые рабочие места. Например, продажи иномарок, собранных в России, растут в 3,8 раза быстрее всего автомобильного рынка, по данным PricewaterhouseCoopers. Да, в страну текут деньги: за первое полугодие иностранные инвестиции в экономику России составили рекордные $23 млрд, увеличившись на 42%. Да, развиваются розничные инвестиции: из 241 существующего открытого паевого фонда 49 появилось в последний год.
Но что-то сдерживает тех же бизнесменов, иначе почему они не могут прогнозировать реальный спрос? Есть историческая память: в России стабильность не длится долго (может, поэтому так растет потребление — один раз живем). Но дело не только в этом стереотипе. Поспевать за ростом спроса бизнесу мешают очевидные инфраструктурные проблемы: система образования не поставляет грамотных кадров в достаточном количестве, электрических мощностей не хватает, у дорог низкая пропускная способность и т. д. Страна не может освоить большие деньги, как московское метро с трудом справляется с наплывом пассажиров.
Даже шоу-бизнес не справляется: билеты на концерт Мадонны были раскуплены в считаные часы и теперь втридорога продаются спекулянтами. Может, надо было сразу подумать об организации трех концертов? Все-таки у нас потребительский бум.