Виктор и Виктория Семеновы много лет обеспечивали Москву овощами и зелеными насаждениями. Почему они решили перенести свое хозяйство за тысячу с лишним километров от столицы?
Хочешь зарабатывать большие деньги на сельском хозяйстве — иди в политику. Эту истину подтверждает своим примером Виктор Семенов. Семенов-бизнесмен — совладелец агрофирмы «Белая дача», снабжающей Москву свежими овощами и цветами. Семенов-политик был одним из руководителей Аграрной партии, работал министром сельского хозяйства, а теперь представляет в Госдуме «Единую Россию». Результат его предпринимательской деятельности — выручка группы «Белая дача» в $120 млн. А политическое кредо Семенов в интервью Forbes формулирует так: «Я прошел путь от демократа, который боролся с тоталитарным режимом, до борца с разнузданной демократией».
Впрочем, карьеру он начал еще до демократических перемен. В 1980 году выпускник Тимирязевской академии устроился помощником бригадира в знаменитый подмосковный совхоз «Белая дача», созданный когда-то на территории одноименной усадьбы. В 1985-м молодой агроном стал инструктором горкома партии в соседних с совхозом Люберцах, а через два года — заместителем председателя горисполкома. По партийной линии Семенов завел полезную дружбу с сотрудниками КГБ. Что их сблизило? Бизнесмен в объяснениях краток: «Вместе в столовой кушали». Но знакомство вскоре пригодилось. В 1988 году друзья из спецслужб помогли Семенову стать директором «Белой дачи», раскрыв козни прежнего руководителя. (Через год Семенов пошел в областной совет депутатов — народного избранника сложнее сместить с поста директора совхоза.) А в лихие 1990-е силовики помогали Семенову отбиваться от криминальных структур, претендовавших на земли его хозяйства. Семенов вспоминает, что в 1997-м его круглосуточно охраняли 12 автоматчиков. «Чтобы не дружить с бандитами, тогда надо было дружить с кем-то еще. Мы сделали выбор в пользу ярких представителей КГБ и милиции», — говорит он. Все знали: у «Белой дачи» «есть серьезные покровители».
Такое хозяйство и вправду стоило охранять — стараниями Семенова «Белая дача» стала одной из самых современных агрофирм в России. За счет чего? Просто бизнесмен умел дружить не только со спецслужбами, но и с западными партнерами, у которых он легко перенимал опыт и технологии. Еще в далеком 1989-м он понял, что за работу с иностранными компаниями надо держаться всеми силами. Один из заместителей Семенова как-то заявил ему: приходили люди из McDonald’s, искали поставщика салата, но пришлось отказать, поскольку «те не хотели платить «зеленью» за зелень». Семенов от этой новости пришел в ужас. Заместителю он оставил лишь один выход: немедленно найти тех людей и договориться о поставках, даже если McDonald’s поначалу вообще не будет платить. Конечно же, американцы платили. И платят до сих пор: ежемесячно McDonald’s продает теперь в России 1,15 млн бигмаков, и в каждом из них — листья салата от «Белой дачи»; фирма Семенова стала эксклюзивным поставщиком салата и других овощей для сети фаст-фуда не только в России, но и в Белоруссии.
Позже Семенов получил в партнеры еще одну известную западную фирму — IKEA. Подыскивая место под третий по счету торговый центр «Мега», шведы заинтересовались землями вблизи Московской кольцевой автодороги, принадлежащими «Белой даче». Продавать им участок Семенов отказался. И IKEA пошла в России на то, на что не решалась нигде в мире: она впустила в бизнес партнера, создав с ним совместное предприятие. Проект IKEA и «Белой дачи» вместит 240 000 кв. м торговых площадей, инвестиции оцениваются в $400 млн. В третьей по счету «Меге» (одна из основных составляющих проекта) у группы Семенова будет 25%. Сама группа «Белая дача» на 75% принадлежит Семенову и его партнеру Владимиру Цыганову, молодому менеджеру, герою списка «100 джентльменов России» по версии журнала GQ.
Иностранцам должно быть удобно работать с Семеновым: у него высокотехнологичный, хорошо управляемый бизнес и отличный круг общения, который с перестроечных времен существенно расширился. Еще в конце 1990-х Семенов вошел в коллегию Министерства сельского хозяйства, а также стал первым заместителем председателя Аграрного союза. Как-то на расширенную коллегию министерства прибыл и. о. председателя правительства Сергей Кириенко, послушал выступление Семенова и вскоре предложил ему пост министра. Хозяин «Белой дачи» успел поработать и в правительстве «политического тяжеловеса» Евгения Примакова, но в 1999 году вернулся на родное предприятие. С Примаковым они сработались и в политике: Семенов был сопредседателем Аграрной партии России (АПР). Накануне выборов 1999 года АПР решила присоединиться к блоку Лужкова — Примакова «Отечество — вся Россия», который позже вместе с «Единством» превратился в «Единую Россию».
Пока АПР объединялась с лужковским блоком, Семенов начал получать большие заказы от московской мэрии на озеленение города. Идею ландшафтного бизнеса предприниматель подглядел в Европе еще в 1995 году. У «Белой дачи» и раньше было небольшое подразделение, продававшее цветы, но теперь городское озеленение превратилось в крупное технологичное хозяйство. Руководит им жена Семенова Виктория. У возглавляемых ею компаний «Белая дача — Цветы» и «Русские газоны» — гигантские питомники растений и газонов площадью более 1000 га. Компания производит около 20 млн цветов в год. Для сравнения: в этом году в Москве высажено 34,6 млн однолетних и многолетних цветов.
Другой крупный столичный озеленитель — сохранившееся с советских времен госпредприятие «Мосзеленхоз». «С этой организацией мы сотрудничаем и даже иногда делим подряды», — говорит Виктория Семенова. Впрочем, никаких других крупных поставщиков все равно нет, и даже конкуренты признают: у «Русских газонов» лучшие на рынке технологии. (Подробнее см. «Москва в цветах».)
А как идет прежний бизнес — выращивание овощей? Предприятия «Белой дачи» продают в год 15 000 т помидоров, огурцов и др. — овощи лежат на прилавках всех крупных розничных сетей. В те времена, когда вся экономика трещала по швам, Семенов опирался на единственно верную модель сельскохозяйственного бизнеса: он выращивал в своих теплицах то, что необходимо большому городу. Но теперь мегаполис разросся, и выяснилось: земля, на которой «Белая дача» культивировала огурцы и салат, слишком дорога.
В трех километрах от Московской кольцевой автодороги компании принадлежит около 200 га. По словам директора департамента оценки и консалтинга Colliers International Ларисы Афанасьевой, стоимость одного гектара этой земли может превышать $800 000 в зависимости от концепции развития. В случае продажи можно получить сумму, превышающую годовую выручку всей группы «Белая дача». Кроме того, у компании есть более 5000 га в Раменском районе Московской области, в 45–50 км от столицы, а эти земли тянут еще на несколько сотен миллионов.
Оценив ситуацию, Семенов выработал новый план: производство овощей нужно перенести в южные регионы России, а освободившиеся земли застроить. Бизнесмен уже начал скупать участки рядом с Кисловодском, помимо всего прочего, там можно собирать по 70 кг помидоров с 1 кв. м, а в Подмосковье — только 40. Цветы он планирует выращивать в Калининграде, где уже приобрел 200 га земли. На территории же бывшего совхоза, по замыслу Семенова, зацветет город: невысокие домики, вокруг — парки, каналы, кинотеатры, кафе и рестораны на набережных. Весь проект оценивается в $1 млрд.
Элитное поселение прямо у МКАД (хоть и поблизости от Московского НПЗ) — не самый масштабный проект Семенова. В Раменском районе он намерен соорудить что-то вроде Диснейленда по-русски: парк развлечений, отели, бизнес-центр и даже озеро на 40 га. Проект «Паркленд» оценивается в $6 млрд.
Маниловщина? Не совсем. Семенов уже заручился поддержкой подмосковных чиновников: постановлением правительства создана рабочая группа, куда вошли несколько министров Московской области.
Для первого этапа строительства с объемом инвестиций в $1,2 млрд Семенов подыскал иностранного партнера — компанию Sun International, которая владеет курортом Sun City в ЮАР. В Sun International подтверждают факт партнерства с «Белой дачей». Мы уже говорили: иностранным компаниям выгодно работать с Семеновым, у него есть связи, а в России это высоко ценится. Сам бизнесмен этого и не скрывает.
Он прерывает интервью для того, чтобы позвонить своему старому знакомому Евгению Примакову, возглавляющему сейчас Торгово-промышленную палату. Что за срочное дело? Предприниматель спрашивает бывшего премьера, нельзя ли ему войти в комиссию по деловому сотрудничеству между ЮАР и Россией и в состав делегации, которая будет сопровождать президента Владимира Путина во время его запланированного визита в Южно-Африканскую Республику. А еще лучше — прилететь в Йоханнесбург в одном самолете с президентом. Конечно же, Примаков постарается помочь.
Москва в цветах
Каждый год с наступлением лета Москва расцветает: по всему городу разбивают клумбы с тюльпанами, надписи «Зюзино» и «Коптево» выкладываются бегониями и бархатцами, горшки с петуньями висят на осветительных столбах вдоль всех магистралей. В 2006–2008 годах на благоустройство и озеленение столицы выделено больше $400 млн. Это примерно $130 млн бюджетных средств в год. Только на закупку рассады Москва тратит около $30 млн в год. Кто их осваивает?
Что и где высаживать, решают префектуры городских округов, они же проводят тендеры на озеленение территорий. Главные игроки на московском цветочном рынке — ГУП «Мосзеленхоз» и компания «Белая дача — Цветы». ГУП высаживает треть однолетних цветов в городе, «Белая дача» — около 25%. А многолетних цветов фирма Виктории Семеновой высаживает более половины, в то время как ГУП — 25%. Оставшиеся цветники достаются мелким компаниям, которые зачастую закупают рассаду в питомниках у двух лидеров.
То, что «Белая дача» — один из крупнейших игроков, неудивительно: этот рынок и создан во многом благодаря стараниям Семеновых. Разведение цветов стало у «Белой дачи» самостоятельным бизнесом в 1993 году, а высаживание газонов — в 1998-м. Первый крупный заказ поступил от московских властей — озеленение участка МКАД. Чиновникам очень понравилось, и дальше все пошло как по маслу.
Как будут развиваться события? Озеленители без работы в ближайшие годы точно не останутся, поскольку город использует однолетних цветов в три раза больше, чем многолетних (в 2006 году 26 млн и 8,6 млн соответственно). И даже луковицы многолетних тюльпанов, которые выкапывают в конце мая — начале июня, выбрасывают, чтобы на следующий год посадить новые: так проще, чем их хранить и вновь сажать, как это делают дачники.