Ирина Тулубьева помогает наследникам умерших звезд конвертировать родственные связи в деньги
Ирина Тулубьева не любит панк-группу «Бони Нем» и ее рычащего вокалиста Кирилла Немоляева. Но ей не раз приходилось прослушивать в его исполнении песню «День Победы». Тулубьева специализируется на авторском праве и представляет интересы наследников автора текста «Дня Победы» — поэта Владимира Харитонова (умер в 1981 году).
Минувшей весной юрист организовала контору «Тулубьева, Осипов и партнеры», которая берется защищать права наследников российских знаменитостей. Среди клиентов Тулубьевой родственники Михаила Булгакова, Александра Вертинского, Бориса Заходера, Самуила Маршака, Даниила Хармса, Венедикта Ерофеева, Александра Галича, Андрея и Арсения Тарковских, Марка Бернеса, Анны Герман и многих других.
По закону в течение 50 лет после смерти музыканта, писателя или композитора его наследники вправе получать авторские отчисления за использование произведений умершей знаменитости. Размер вознаграждения должен определяться договором между наследниками и организацией, использующей произведение (закон определяет размер оплаты как «0,1% дохода плательщика, полученного от основной деятельности»). В странах с мощным юридическим лобби эксплуатация наследства умершей звезды — отдельный и очень большой бизнес (см. «Звезды не гаснут»).
В России все по-другому. Сестра погибшего четыре года назад шансонье Михаила Круга Ольга рассказывает Forbes: «При жизни Михаил продал права на свои альбомы нескольким компаниям. Но проблема в том, что они начинают издавать сборники или перепродают права для выпуска mp3, при этом не ставят нас в известность. Есть отчисления от Российского авторского общества, но это несколько сотен рублей, смешные деньги».
Все правильно, кивает Ирина Тулубьева. Российское авторское общество, — большая, неповоротливая организация. В РАО зарегистрировано 18 500 авторов — попробуй уследи за всеми. Максимум, на что обычно хватает усилий авторского общества — зарегистрировать получение шальных копеек от каких-нибудь неожиданно честных организаций, использовавших чужое произведение, и разместить объявление о поиске наследников этих сумм. К примеру, в августе РАО разыскивало наследников рок-музыканта Александра Башлачева, революционера Глеба Кржижановского (автора песни «Варшавянка») и Раисы Кудашевой («В лесу родилась елочка»). В прошлом году РАО выплатило всем зарегистрированным в обществе авторам и наследникам около $32 млн — это в полтора раза меньше, чем доходы одного только Роберта Силлермана, управляющего правами на наследство Элвиса Пресли.
«Чтобы получать хоть какие-нибудь деньги, надо все время бороться, сам к вам никто не придет и не предложит заплатить», — советует Ирина Тулубьева. Так, весной этого года адвокат не только взыскала в пользу наследников Ролана Быкова 160 000 рублей с издательства АПБ, выпустившего «пиратскую» книгу воспоминаний «Самый добрый Бармалей», но и заставила уничтожить тираж этого издания. Компании «Росс Текнолоджиз», выпустившей диск Кирилла Немоляева «День Победы», кстати, тоже пришлось раскошелиться — суд постановил заплатить наследникам Владимира Харитонова 56 000 рублей.
Звезды не гаснут
Владельцы прав на наследство умерших знаменитостей порой зарабатывают больше, чем живые звезды. Вот только пять примеров
- Элвис Пресли
Дата смерти 16.08.1977
Права на 650 песен Пресли и его поместье Graceland принадлежат предпринимателю Роберту Силлерману. Доход — $52 млн.*
- Курт Кобейн
Дата смерти 05.04.1994
В апреле вдова музыканта Кортни Лав продала права на 25% песенного каталога Nirvana и получила $50 млн.
- Альберт Эйнштейн
Дата смерти 18.04.1955
Наследник, Еврейский университет в Иерусалиме, заработал $20 млн благодаря использованию образа Эйнштейна в рекламе и отчислениям от продаж развивающих игр Baby Einstein.
- Энди Уорхол
Дата смерти 22.02.1987
Andy Warhol Foundation for the Visual Arts в прошлом году заработал $16 млн на выставках, продаже репродукций.
- Мэрилин Монро
Дата смерти 05.08.1962
Все наследство Монро досталось семье ее педагога Ли Страсберга. В прошлом году его вдова Анна заработала $8 млн на использовании образа Монро в рекламе.
*Здесь и далее указаны доходы за период с июня 2005 по июнь 2006 года
Источник: Forbes USA, июль 2006 года