Пары лет работы на российском фондовом рынке достаточно, чтобы купить футбольную команду английской Премьер-лиги, утверждает Александр Гайдамак
Декабрь 2005 года, южный берег Англии. Прохожие, прячась от стылого ветра, кутаются в шарфы на Хай-стрит, главной улице городка Портсмут. Местные жители гордятся тем, что по Хай-стрит хотя бы раз прошел каждый из правивших в последние 800 лет британских монархов. А чем еще гордиться? Это два века назад в местных доках строили самый сильный в мире Военно-морской флот. Теперь же, как пишут в энциклопедиях, «Портсмут утратил свое оборонительное значение».
Как насчет другой национальной гордости — футбола? Тут жителям Портсмута тоже нечем похвастать. «Кто и что спасет «Помпи» от вылета из Премьер-лиги?» — спрашивает первая полоса газеты Portsmouth News в том же холодном декабре 2005-го. «Помпи» — прозвище футбольного клуба Portsmouth, основанного 108 лет назад. В конце XIX века его вратарем был писатель Артур Конан Дойл. В 1949 и 1950 годах клуб становился чемпионом Англии. Вот, пожалуй, и все заслуги. Сейчас «Помпи» болтается в самом низу турнирной таблицы Премьер-лиги, у владельца клуба Милана Мандарича нет денег ни на покупку новых игроков, ни на строительство футбольной школы, которая сама смогла бы производить таких игроков…
Наступает новый 2006 год, и все меняется как по мановению волшебной палочки. Третьего января газета Portsmouth News выходит с заголовком «Встречайте нового Милана»: «Вот оно, будущее лицо «Помпи» — сын русского миллиардера, планирующий вложить в клуб миллионы. Этого человека зовут Александр Гайдамак».
Действительно, в тот момент предприниматель Александр Гайдамак предложил купить у Милана Мандарича 50% Portsmouth FC, по неофициальным данным, за сумму, близкую к $30 млн, а также вложить некоторую сумму денег в развитие клуба. Новость вселила надежду в фанатов. Интернет-форумы поклонников «Помпи» взорвались восторженными воплями, запестрели красными флагами, серпами-молотами и шапками-ушанками. «Приветствуем тебя, русский казак», — писал модератор сайта Pompey Online.
«Я не русский, я еврей, родившийся во Франции, — улыбается новый герой Портсмута Александр Гайдамак, беседуя с корреспондентом Forbes. — А впрочем… Сегодня хорошо быть русским. В Лондоне можно без очереди получить стол в хорошем ресторане». Фанаты же продолжают сочинять легенду. Вот новый неофициальный гимн Portsmouth FC: «Земля разверзлась под ногами, и падали мы в бездну, но тут в наш город пришел Александр. Он — темная личность, его папа — изворотливый русский. Но он наш спаситель — его зовут Гайдамак…»
Впрочем, в этих строчках есть доля правды: отец Александра и в самом деле широко известен. Эмигрант из СССР Аркадий Гайдамак — гражданин четырех стран (Израиля, Франции, Канады и Анголы), проводивший торговые и финансовые операции по всему миру. В Анголе он дает правительству советы по широкому кругу вопросов от внутренней политики до внешней торговли, во Франции его подозревали в незаконной торговле оружием и коррупции, в Израиле — в отмывании денег. Последние годы он все больше времени проводит в России — он купил несколько птицефабрик и газету «Московские новости».
Первое, что приходит в голову после известий о приходе «русских» в Portsmouth: папа-мультимиллионер купил любимому сыну дорогую игрушку. Гайдамак-старший и сам интересуется футболом, ему принадлежит клуб Betar из Иерусалима. «Я слышал разговоры о том, что я якобы купил Александру Portsmouth, потому что по правилам FIFA я, как владелец Betar, не могу владеть еще одним клубом, — объясняет Forbes Гайдамак-старший. — Это не так. О покупке Александра я узнал последним». «Отец? — переспрашивает Гайдамак-младший. — У меня с ним очень хорошие семейные отношения, мы очень дружим. Но иногда мне кажется, что ему неинтересно, чем я занимаюсь».
Александр родился в мае 1976 года в Париже. Получил среднее образование «с экономическим уклоном», отработал год в брокерской компании и летом 1995 года отправился в Англию. «Все мои друзья, работавшие в финансовой сфере, стали перебираться в Лондон, — рассказывает Гайдамак. — Поехал и я. Франция тогда входила в экономический кризис, который продолжается до сих пор. А я всегда хотел зарабатывать деньги».
Дальше карьера шла по нарастающей. Гайдамак работал в одной из структур банка UBS, вечерами слушал лекции по праву в Вестминстерском университете. Потом ушел на вольные хлеба — управлял финансами и недвижимостью крупных клиентов, часть которых увел у UBS. В 2000-м отслужил четыре месяца снайпером в Армии обороны Израиля, в том же году впервые побывал в России. Впечатления? «Очень было любопытно, хотя я тогда и не видел для себя сильных возможностей здесь», — объясняет Гайдамак на смеси русского с английским.
Возможность представилась чуть позже, когда российский рынок окончательно оправился от кризиса. У Гайдамака был опыт работы в Европе с акциями компаний низкой и средней капитализации — бумагами второго эшелона. Этим он и решил заняться в России. В начале 2003 года Гайдамак вложил заработанные в Лондоне деньги в создание инвестиционной компании «Антанта Капитал» в Москве.
Теперь предприниматель утверждает: «Российский фондовый рынок — это crazy money. Три года назад у меня было 14 клиентов. Сейчас 10 500». Последние пару лет «Антанта» пополняет свою клиентскую базу за счет инвесторов с улицы — скупая брокерские компании с развитой сетью точек обслуживания клиентов. Выручка группы «Антанта Капитал» в прошлом году составила $440 млн, торговый оборот за первые шесть месяцев 2006 года — $5 млрд.
По словам Гайдамака, заработанных денег хватило на футбольный клуб. Предложение купить Portsmouth поступило к нему в Лондоне. Когда прежний владелец Милан Мандарич исчерпал все резервы для развития, найти инвестора взялся известный футбольный агент Пини Захави, чье предыдущее громкое дело — продажа Chelsea Роману Абрамовичу. Естественно, что покупателей «Помпи» Захави искал прежде всего среди живущих в британской столице русских бизнесменов. К тому же Гайдамак — большой любитель футбола, еще в детстве фанатично болел за Marseille.
Почему Гайдамак не купил, к примеру, московское «Динамо»? «Английская Премьер-лига — лучшая в мире», — просто отвечает бизнесмен. К тому же Портсмут расположен всего в ста километрах от столицы Англии, а это удобно. «Я здесь даже не ночую, — говорит Гайдамак. — До Лондона всего 20 минут (вертолетом. — Forbes), а там у меня свой дом в районе Кенсингтон». Другой вопрос: не слишком ли это дорогое увлечение? «А я и не хочу просто так выбрасывать деньги, — у Гайдамака опять все просто. — Это не только fun, но и бизнес».
Вот как выглядит бизнес-план Гайдамака. Portsmouth FC — это единственный клуб Премьер-лиги на юге Англии, в регионе с населением 8 млн человек, значит, у него неплохие рыночные перспективы. «Я увидел в Portsmouth вызов для себя, — разъясняет Гайдамак. — Клуб был в плохом положении, я мог здесь что-то поменять». Тут мы видим логику игрока, работающего с акциями второго эшелона: риск велик, но и заработать можно куда больше, чем на «голубых фишках». В июле Александр выкупил у Милана Мандарича еще 50% акций Portsmouth FC за $60 млн. Плюс $20 млн пришлось потратить на текущее содержание клуба, включая покупку пяти новых игроков. Итого на приобретение команды и решение задачи-минимум (остаться в Премьер-лиге) ушло примерно $110 млн.
Англичане почти счастливы. Фанаты и газеты называют Гайдамака запросто — Sacha (именно так, на французский манер, через «ch»). «Александр сразу же стал одним из членов команды, и я очень доволен нашей совместной работой», — говорит в интервью Forbes главный тренер команды Харри Редкнапп. «У нас есть все шансы добиться высоких успехов», — подтверждает защитник «Помпи» Мэтью Тэйлор.
Но сколько нужно будет еще потратить, чтобы добиться этих успехов, не может сказать даже Гайдамак. В момент подготовки этого номера Forbes шли переговоры о переходе в Portsmouth новых игроков — Мануэля Фернандеса (Benfica) и Николя Анелька (Fenerbahce). Бизнесмен приобрел 27 га земли в пригороде Портсмута, в октябре будет объявлен тендер на строительство футбольной академии — «фермы», в которой буду взращивать талантливую молодежь со всей Англии. Разработан проект строительства нового стадиона стоимостью свыше £32 млн. Деньги заемные. «Сейчас у нас на каждом матче стадион заполняется в среднем на 97%, при этом у нас есть 20 000 мест. На новом стадионе будет 32 000 мест, соответственно почти на 50% увеличатся посещаемость и доходность», — объясняет Гайдамак.
Занятно, но два года назад владелец компании Fedcominvest Алексей Федорычев излагал Forbes абсолютно такие же планы в отношении московского клуба «Динамо» (и тогда тоже речь шла об увеличении вместимости домашнего стадиона команды в полтора раза). «Спортивные сооружения могут приносить прибыль», — говорил Федорычев. Спустя два года, в августе 2006-го, «Динамо» занимало четвертое с конца место в турнирной таблице чемпионата России, а Федорычев искал покупателя на свой пакет акций клуба — предприниматель просто «не потянул» этот проект.
Посмотрим, справится ли Гайдамак. Если бизнес не пойдет, будем считать клуб английской Премьер-лиги отличным хобби для взрослого мужчины. «Здесь я проявляю себя, — улыбается Гайдамак. — Это прямой результат, и он виден сразу. В «Антанте» совет директоров раз в месяц. А здесь мы играем каждую субботу в шесть часов вечера, и я каждый раз вижу, что я сделал за неделю». Что греха таить: ничто не дает такую возможность стать народным героем за деньги, как финансирование футбола. «Футбол — это мечта, объединяющая людей, — говорит Гайдамак. — Я дарю людям эту мечту. Мне хотелось бы, чтобы меня любили, понимали, что я хороший человек». Фанаты согласны любить своего Sacha. Вот еще пара строчек из нового неофициального гимна Portsmouth FC: «У него есть сотни миллионов фунтов, чтобы купить нам будущее. Он — наш спаситель, он Sacha Gaydamak!»
Второе поколение
Александр Гайдамак демонстрирует (по крайней мере на словах) завидную независимость от отца Аркадия Гайдамака. Дети же многих других крупных предпринимателей из России строят свою судьбу с помощью родителей.
Например, старшая дочь Василия Анисимова (холдинг «Металлоинвест») Ангелина окончила бизнес-школу Stern и теперь отвечает за маркетинг и PR в принадлежащей отцу нью-йоркской девелоперской компании Coalco. Младшая дочь Анна еще не так давно была фотомоделью, но сейчас учится в Нью-Йоркском университете, помогает вести дела отца (что, впрочем, не мешает ей быть постоянной героиней нью-йоркской светской хроники). «После обучения Анна станет полноправным членом команды Coalco», — сообщает сайт компании.
Дочь Виктора Рашникова (Магнитогорский металлургический комбинат) Ольга — сотрудник управления экономики «Магнитки» и член совета директоров страховой компании «СКМ» (принадлежит ММК).
Выпускница Финансовой академии Татьяна Евтушенкова занимает пост вице-президента по стратегии и развитию компании МТС. Ее брат Феликс руководит девелоперской компанией «Система-Галс». Обе компании принадлежат отцу этих топ-менеджеров Владимиру Евтушенкову.
Бывший вице-президент ЛУКОЙЛа Ралиф Сафин помог своему старшему сыну Марату скупить половину сахарной промышленности Молдавии (холдинг Condapun). Средний сын Сафина Руслан руководит семейной компанией «Марр Капитал», инвестирующей в недвижимость.
Основатель сотовой сети «Билайн» Дмитрий Зимин тоже доверил свои капиталы сыну. Президент компании ВМТ Management Борис Зимин вкладывает деньги в финансовые инструменты и профессионально интересуется венчурным финансированием перспективных научных разработок. А бывший владелец СБС-Агро Александр Смоленский просто купил своему сыну Николаю британскую компанию TVR, производителя дорогих спортивных автомобилей, — пусть сынок набирается опыта в бизнесе. В данный момент Смоленский формирует новую сеть дилеров TVR, особенно его интересуют Германия, Юго-Восточная Азия и Ближний Восток.