Ралли старинных автомобилей — увлечение богатых и знаменитых. Для всех остальных это просто красивое зрелище
В 2005 году мне удалось принять участие в самом известном в мире ралли классических автомобилей Mille Miglia и проехать по всему маршруту гонки. Конечно, никакого олдтаймера мне не досталось: я все же не принц Людвиг Баварский, не Крис Бэнгл, дизайнер BMW, и не Хосе Каррерас — только такие выдающиеся люди имеют на эту гонку пожизненный билет с правом выбрать любое музейное авто. Ехать пришлось на выданном организаторами престарелом фургоне Lancia Phedra, выпущенном в конце восьмидесятых, но таком же ветхом, как настоящий антиквариат. Гнать трое суток по серпантину на машине, готовой развалиться на ходу, было непросто даже мне, но у меня хотя бы был кондиционер. Что говорить о тех, кто едет по проселочным ухабам итальянской глубинки на автомобиле, которому все 50, если не 70 лет и который не обладает никакими современными удобствами? Это настоящее испытание, особенно если учесть, что возраст многих участников гонки такой же, как и возраст автомобилей. В 2002 году у 75-летнего американского пилота не выдержало сердце.
Владелец компании «Автоэкзотика» Евгений Петров, организатор одноименного шоу и московских ралли L.U.C Chopard Classic Rally, вспоминает, что на ралли Mille Miglia 2004 года, которое он наблюдал в качестве зрителя, «было два трупа». «Участники разбились насмерть, — пугает он. — А что вы хотели, носиться по мокрому горному серпантину на машинах 60-летней давности?!»
Вы уже поняли: даже такие декоративные заезды — занятие рисковое. Но когда-то, с 1927 по 1957 год, Mille Miglia была настоящей гонкой, в 1955-м здесь даже был установлен мировой рекорд скорости на спортивных состязаниях. А в 1957-м на Mille Miglia случилась трагедия — болид врезался в толпу. Авария стала потрясением, от которого организаторы так и не оправились. Ралли закрыли не сразу — в 1958, 1959 и 1961 годах гонку еще проводили, но по сильно укороченному и измененному маршруту, и «Тысяча миль» была уже не та.
Зато в 1977-м началась совсем другая история — мировая история ралли олдтаймеров. В честь 50-летия первой Mille Miglia Автомобильный клуб Брешиа провел первое винтажное ралли по историческому маршруту и с тех пор делает это ежегодно. Скорость движения щадящая — 50 км/ч. Маршрут Брешиа — Рим — Брешиа так живописен, что многие называют Mille Miglia самой красивой гонкой в мире. На ее пути Верона, Феррара, Урбино, Республика Сан-Марино, Рим, а на обратном пути экипажи проезжают через Сиену, Флоренцию, Болонью и Кремону.
Стать участником Mille Miglia, заявившись «с улицы», невозможно. Иметь дорогой раритетный автомобиль недостаточно (одно из правил ралли: допускаются лишь модели — участницы гонок с 1927 по 1957 год). Важно еще обладать связями, иметь знакомых в высоких автомобильных кругах Италии. Польза следующая: эти знакомые помогут приобрести правильный автомобиль и замолвят словечко перед Mille Miglia, и тогда вы окажетесь в одном ряду с великими гонщиками прошлого, европейской аристократией, видными бизнесменами, военными и звездами шоу-бизнеса. И хотя на Mille Miglia носят только casual, по сути это black tie на колесах. «Вложиться» в Mille Miglia мечтают многие. Некоторые спонсоры от этой дружбы имеют большую выгоду. Например часовая мануфактура Chopard: их спортивные часы Mille Miglia — одна из самых популярных моделей марки.
Mille Miglia — это не только тусовка мировых знаменитостей, но и национальный праздник для простых итальянцев. По силе эмоций болельщиков эту гонку можно сравнить с чемпионатом мира по футболу. На проселочных дорогах, в пыли, в зарослях цветущих маков, на горных серпантинах, на городских площадях, на крышах домов стоят в ожидании колонны ревущих старых тачек тысячи людей. Стар и млад с флагами Ferrari или Alfa Romeo, с бутылками вина, корзинками клубники, свертками сыра, букетами цветов. Для зрителей каждый водитель — герой. Причем не важно, едете ли вы на олдтаймере или на современной машине сопровождения. Вы участник Mille Miglia, это главное.
Где еще устраиваются подобные гонки? Из всех многочисленных заездов стоит обязательно упомянуть Rally Monte Carlo Historique. Эта гонка исторических спортивных автомобилей под патронажем Автомобильного клуба Монако проводится на рубеже января и февраля и считается одной из труднейших из-за снега и льда на дорогах. А другую зимнюю гонку, Winter Maraphon, вообще называют «снежный триллер». Две трети автомобилей (стартуют около 100 экипажей) так и не доходят до финиша.
Перечислять ралли олдтаймеров можно бесконечно: они проходят по всему миру чуть ли не каждую неделю. В большинстве случаев это способ приятно провести выходные. Участвовать во всех без исключения мероприятиях не удается никому, поэтому коллекционеры выбирают то, что нравится лично им. Кто-то любит итальянские олдтаймеры, поэтому участвует в итальянских ралли. Кто-то увлекается спорткарами и пафосному мероприятию вроде Mille Miglia предпочтет более спортивное Rally Monte Carlo Historique. А кому-то достаточно принять участие в одном из многочисленных «Конкурсов элегантности», на которых можно вообще не гонять, достаточно тихо проехать, ловя восторженные взгляды публики.
Отечественная традиция ралли олдтаймеров, как выяснилось, тоже давняя. Правда, первые соревнования эпохи хрущевской «оттепели» были неофициальными. Просто после окончания войны в СССР было ввезено множество трофейных автомобилей, которые владельцы с гордостью демонстрировали на парадах клуба САМС («Следопыты АвтоМотоСтарины»), городских праздниках и юбилейных мероприятиях Мосавтотранса.
С международными правилами проведения классических ралли в России познакомились в 1997 году во время гонок «Столица-97» с участием советской автоклассики: «Побед», «Волг», «Москвичей» и ЗИЛов. Первым же ралли олдтаймеров с классическими западными автомобилями можно считать упоминавшееся уже L.U.C Chopard Classic Rally, которое с 2003 года проводит дистрибьютор часов Chopard, спонсора итальянской Mille Miglia, с помощью Евгения Петрова и «Автоэкзотики». Это ралли — шуточное, коктейль здесь важнее соревнования. Побеждать необязательно, главное участвовать, тем более что это не опасно для жизни и здоровья.
Спустя два года в одной только Москве прошло 15 олдтаймерских мероприятий. «Классик-ралли в России — это не более чем дань мировой моде. Приятное дорогое хобби. Мы же считаем себя европейцами», — поясняет Петров. У Алексея Прупеса, президента Mercedes-Benz Club, есть другое объяснение. «В России богатые раллийные традиции. Советский опыт принес в это движение массовость, нигде в мире на обычные ралли не собиралось столько зрителей и столько машин», — говорит Прупес.
Еще одним популяризатором ралли в России стал британский принц Майкл Кентский, известный коллекционер и организатор ралли британских олдтаймеров. Его Высочество почти ежегодно прокладывает маршруты новых ралли, зацепляя и российскую территорию. В 2003-м он провез своих коллег по маршруту Екатеринбург — Санкт-Петербург. А в прошлом году провел грандиозный пробег «Ралли белых ночей» из Владивостока в Санкт-Петербург.
В планах многих европейских компаний, устраивающих собственные титульные ралли, числится теперь и Россия. Дом Louis Vuitton, например, который уже несколько лет организует титульный Concours d’elegance в парижском предместье Сен-Клу, намерен провести ралли винтажных машин по маршруту Москва — Санкт-Петербург в 2007 году.
Как и во всем мире, обладатель олдтаймера в России — человек состоятельный и увлекающийся. Борис Баженин, участник итальянской гонки Mille Miglia и организатор ралли «Золотое кольцо», говорит, что «эталонный владелец олдтаймера — персонаж, прилично зарабатывающий, достаточно образованный и с большим содержанием бензина в крови». Если обойтись без поэзии, то это бизнесмен от 35 до 60‑лет, семейный, способный приобрести дорогой автомобиль и содержать его (в смысле реставрировать, поддерживать на ходу). По словам Алексея Прупеса, сегодня в Москве насчитывается 150‑владельцев олдтаймеров, приблизительно треть из них принимает активное участие в различных соревнованиях, включая зарубежные.
Одна беда — сезон олдтаймеров в нашей стране короток, всего три-четыре месяца. Климат, а не дороги — вот главная проблема отечественных ралли. Да и парк олдтаймеров в России не очень-то спортивный. «Это большие «членовозы» Bentley, Mercedes-Benz, американские дорожные дредноуты и все такое прочее. Вот как на них соревноваться?» — восклицает Баженин. Другой энтузиаст — Илья Сорокин (его проект называется «Олдтаймер-ралли») куда более оптимистичен: «На чем попало на мое ралли не приезжают». Самыми популярными остаются автомобили Mercedes-Benz (прежде всего 280SL, 190SL, а также модель «Аденауэр»), Bentley и американские модели 1930–1950 годов.
А такая проблема, как судейство (нет специально подготовленных судей), меркнет перед введением с 1 мая федерального закона, согласно которому в страну не может быть ввезен автомобиль, не соответствующий стандарту «Евро-2». «Это вопиющий идиотизм. Олдтаймеры банально приравнены к подержанным иномаркам», — говорит Сорокин.
Коллекционеры олдтаймеров и организаторы классических ралли — люди не только состоятельные, но еще и впечатлительные. Но волноваться за судьбу движения им не следует: с 1 сентября таможенной службой будет введен новый перечень допустимых к ввозу автомобилей, и в нем вроде бы учтут и олдтаймеры. Так что парк этих видавших виды иномарок будет расти.
[if gte mso 9]>
Автор — специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ»