Универсальные пульты
Как-то основатель компании Sap Хассо Платнер рассказал мне свою версию появления современных дистанционных пультов. Дело было в 1970-х годах, когда он приехал в Японию презентовать руководству JVC новую систему управления предприятием. Проекторов тогда не было, поэтому презентация проходила с использованием обычного телевизора. Пытаясь что-то переключить, он запутался в проводах, споткнулся, пролил на костюм кофе и раздраженно спросил кого-то из японцев: «Неужели нельзя сделать пульт управления без проводов? Почему я могу открывать двери моего гаража, не выходя из автомобиля, а вот переключать каналы телевизора, не вставая с дивана, — нет?» Здесь стоит пояснить: дорогие модели JVC к тому времени уже снабжались пультами управления, но то были громоздкие коробки, от которых к телевизору тянулся пятиметровый кабель. Через полгода после этой беседы появился первый японский телевизор с‑привычным для нас компактным беспроводным пультом управления.
Справедливости ради замечу, что существуют и другие версии появления пультов, не противоречащие вышеизложенной. В США считается, что впервые пультами были оснащены американские телевизоры Zenith, а патент на них получил американец Роберт Адлер 29 мая 1964 года, выручивший, кстати, за свое изобретение всего один доллар.
Как бы то ни было, с тех пор в каждой квартире поселилась масса пультов, управляющих всеми мыслимыми приборами: телевизорами, музыкальными центрами, ресиверами, проекторами, DVD-плеерами, кондиционерами и даже системами подъема и опускания штор и проекционных экранов. Последние, в силу небольших размеров, особенно легко теряются, а все вместе они захламляют диваны и журнальные столики. В мебельные магазины поступили специальные держатели для пультов, крепящиеся на стены или спинки кресел. Неплохая идея. Но нельзя ли просто заменить это разнообразие одним универсальным устройством?
Подходящее решение производители бытовой электроники ищут уже не одно десятилетие, рапортуя время от времени о создании как раз такого идеального Универсального Пульта. И ровно с такой же регулярностью ко мне обращаются знакомые с жалобой на очередной такой пульт, который не только не заменил предыдущую кучку, но еще и увеличил число пультов в квартире. Вот я и решил в добровольном порядке изучить самые продвинутые универсальные пульты и помочь моим друзьям (а заодно и себе) с выбором. Задача была поставлена простая — заменить хотя бы четыре домашних пульта: от телевизора Philips, видеопроектора Epson, звуковой системы Yamaha и DVD-проигрывателя Samsung.
Первым ко мне попал серебристый Kameleon 10 OneForAll за $200. Довольно быстро я вколотил в него коды устройств за исключением проектора — пульт его не поддерживал. Как у всех универсальных пультов, чтобы выполнить какое-нибудь действие, надо нажать картинку с изображением нужного устройства, а потом его включить. То есть произвести в два раза больше нажатий, чем на «родном» пульте. Тем не менее с помощью этого пульта мне удалось включить три из четырех устройств, попереключать каналы, отрегулировать звук и даже поменять формат изображения на широкоформатном телевизоре Philips. Однако для того, чтобы погасить сервисный экран DVD-проигрывателя, а потом поменять формат изображения, подаваемый на проектор, мне пришлось доставать пульт Samsung. К тому же управление звуком, переключение каналов и навигация меню оказались сильно затруднены по сравнению с фирменными пультами. В общем, Kameleon ненадолго задержался на моем диване.
Следующим оказался универсальный пульт Sony RM-AV3000T за $260. Он тоже «не признавал» видеопроекторы. Как и Kameleon, он позволял включать все оставшиеся устройства и производить с ними простые манипуляции, однако с более сложными настройками домашнего кинотеатра не справлялся. А ведь то и дело требуется то подогнать яркость под освещение в комнате, то поменять формат, то погасить сервисный экран. К тому же Sony оказался значительно крупнее фирменных пультов.
Третьим ко мне попал самый расхваливаемый коллегами пульт Logitech Harmony, правда, не флагманской модели 895, а более младшей, 525-й, за $80. Изюминка пультов Logitech — настройка через интернет. Не надо выискивать и подбирать в таблицах коды устройств, производитель обещает мгновенное появление в сети всех новых устройств ведущих производителей. Действительно, мой проектор Epson в базе был, а вот звуковая система Yamaha YSP-1000 там отсутствовала как класс. Добавлю, что настройка Logitech Harmony через интернет у меня заняла более часа: потребовалось заполнить несметное количество форм. Я утешался одной мыслью — пульт позволит одной кнопкой запустить весь комплекс устройств. Например, при выборе кнопки «смотреть DVD» пульт включает проигрыватель, проектор и ресивер, причем настраивая их на нужные параметры. К тому же этот пульт оказался самым эргономичным. В общем, я почти присудил ему наклейку «победитель». Осталось только проверить его в действии. К сожалению, он не смог включить ни одного устройства! Мой более дотошный коллега поделился своим опытом настройки этого пульта — ему пришлось долго консультироваться со службой сервиса. Так как я потратил на настройку чуда уже пару часов, то решил отказаться от дальнейших экспериментов.
Настройка Logitech Harmony настолько измотала меня, что я решил не начинать настройку суперприбора Philips RC 9800 за невероятные $820. По виду это настоящий лэптоп со своим экраном, поддержкой wi-fi, на 3,5-дюймовый экран которого можно выводить хранящиеся на домашнем компьютере фотографии или телевизионную картинку. Прибор был намного крупнее обычного пульта, светился в темноте как фонарик, загружался при включении как настоящий компьютер (чем собственно и являлся), то есть долго, и годился скорее для управления космическим кораблем, чем простым домашним кинотеатром.
В итоге я настроил стандартный пульт от Yamaha на управление телевизором и DVD-проигрывателем, сократив кучку пультов на диване до двух штук. Оставшиеся два лежат в специальном уютном кармашке для пультов «Люклиг» из IKEA (199 рублей) на спинке кресла и извлекаются оттуда по крайней мере раз в день. В соревновании с Универсальными Пультами этот кармашек пока лидирует.
Автор — главный редактор журнала «Популярная Механика»