Никаких ресиверов и проводов. Все, что вам нужно,— стены справа, слева и сзади
Появление DVD с многоканальным звуком ознаменовало новую эру домашних кинотеатров с неизбежным довеском в виде как минимум шести акустических систем, захламляющих квартиру. Инженеры-акустики тут же разделились на два лагеря. В первом стали развивать идею бесконечного увеличения количества акустики, действуя по принципу компании Gillette, которая чуть ли не каждый год увеличивает число лезвий в бритвенном станке. Так и с домашними кинотеатрами: на смену системам 5.1 пришли 6.1, потом 7.1, и, судя по всему, восемь колонок далеко не предел. Ноги растут, если так можно сказать, из обычных кинотеатров, где действительно полезно развешивать по периметру зала гирлянды акустики. Но в квартире-то зачем?
Во втором лагере пошли другим путем, который мне нравится больше. Там решили… сокращать количество и размеры акустики. Основная идея пришла из студийной фото- и киносъемки: там также необходим многоканальный — правда, не звук, а свет. Но вместо бесконечного увеличения числа осветителей фотографы и операторы научились работать с отраженным светом, используя стены и экраны. Первой поэкспериментировать с отраженным звуком решила американская компания Bose, выпустив серию компактной направленной акустики. Верхнюю часть колонок можно было направлять на стены так, чтобы звук, отразившись пару раз от стен, подобно теннисному мячику, пришел бы к слушателю сзади, сделав ненужной тыловую акустику. Идея оказалась удачной и была скопирована многими производителями. Практически любой домашний кинотеатр, использующий менее пяти колонок, эксплуатирует идею Bose. Правда, это решение подходит только для замены дешевых коробочных кинотеатров: после серии отражений от направленного звука мало что оставалось. Для полноценной замены многоканального звучания нужно было найти способ фокусировать звук.
В принципе, решение известно давно — рупор. Но для каждой конфигурации помещений пришлось бы изготавливать уникальные рупоры на заказ — в каждой комнате звук распространяется по-своему. Ответ был найден у изготовителей военных радаров. Старые радары напоминали гигантские полусферы, медленно сканирующие небо своим лучом. С появлением большого количества скоростных целей они перестали устраивать военных, и им на смену пришли радары с фазированными решетками. Каждый современный радар состоит из сотен, а порой и тысяч маленьких радарчиков. (Маленькая военная тайна: подмосковный радар противоракетной обороны «ДОН-2Н» насчитывает 60 000 излучателей.) Меняя на них фазу сигнала, можно моделировать луч одного или нескольких больших радаров, перемещая его со скоростью света и фокусируя практически в любой точке. Эту идею по отношению к акустике впервые применила небольшая американская компания 1 Ltd. Изменяя фазы сигнала в массиве маленьких акустических головок, компания научилась направлять звук и фокусировать его. Осталось одно — воплотить идею в готовом изделии. Задача оказалась американцам не по зубам.
Для получения нужного эффекта количество динамиков должно исчисляться десятками, а еще лучше — сотнями, и каждый из них должен иметь свой персональный усилитель. Плюс ко всему нужен мощный сигнальный процессор, который бы мог в реальном времени вычислять нужные задержки и изменения фаз для каждой акустической головки и управлять усилителями. В современных радарах эту функцию выполняют суперкомпьютеры, например, у вышеупомянутого «ДОН-2Н» этим занимается советский монстр «Эльбрус». Первой идею 1 Ltd воплотила в «железо» компания Pioneer. Мало кто видел и слышал этого новичка — Pioneer Digital Sound Projector PDSP-1. Он вышел большим (звуковое поле создавалось 254 маленькими драйверами) и дорогим (254 усилителя). По некоторым данным, цена новинки в случае серийного производства должна была превысить $20‑000! Понятно, конкуренции с «настоящими» кинотеатральными системами за сравнимые деньги PDSP-1 выдержать не мог. PDSP-1 просто немного опередил время — на момент создания звукового «прожектора» не существовало еще недорогих и компактных высококачественных цифровых усилителей.
Второй предприняла попытку Yamaha, купившая патент у 1 Ltd и постаравшаяся учесть опыт предшественника. Она взяла за основу цифровой сигнальный процессор TI, добавив к нему несколько процессоров собственного производства. Несмотря на то, что к тому времени появились недорогие цифровые усилители, инженеры Yamaha решили ограничиться 42 акустическими головками, чтобы уложиться в приемлемую сумму. Это им удалось — первенец YSP-1 (Yamaha Sound Projector-1) не превысил планку в $1500. Сейчас в магазинах появилась вторая версия системы YSP-1000, практически аналогичная «единичке», но с функцией автоматической настройки. Выглядит «звуковой прожектор» очень неброско — черный или серебристый брусок длиной чуть более метра и высотой 20 см. Никаких коробок ресиверов и проводов — аппарат подключается к DVD-проигрывателю единственным кабелем. Все, что вам нужно, — стены справа, слева и сзади.
Дело в том, что YSP одновременно излучает пять звуковых пучков: центральный канал — прямо, еще два отражаются от стен справа и слева, эмулируя левый и правый канал, и еще два пучка, как теннисные мячики отразившись от боковых и задней стены, приходят сзади. Проще всего ограничиться автоматической настройкой: поставить на место головы будущего слушателя микрофон из комплекта, включить систему, и она, пошумев минут десять, самонастроится. Высший пилотаж — настраивать YSP вручную. Дело в том, что, поэкспериментировав с фокусировкой звуковых пучков, можно добиться «эффекта присутствия» на гораздо большем пространстве, чем при традиционном пятиколоночном домашнем кинотеатре. Или, наоборот, сфокусироваться на одном кресле хозяина.
Теперь о том, как это звучит.
После включения настроенной YSP я долго стоял потрясенный: все казалось фокусом. Звук был как в настоящем кинотеатре, только никаких колонок видно не было! Собственно, остался только фильм, и я был внутри фильма. После того как я поставил для проверки звука тестовый диск Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon» в оригинальной четырехканальной версии, я сделал невероятный шаг — пошел и купил себе домой «звуковой прожектор». Почему невероятный? В силу профессии я вынужден прослушивать массу акустики и систем, и чем дальше, тем сложнее остановить на чем-то свой выбор. YSP победил безальтернативно.
Однако существуют еще более изощренные звуковые технологии — звуковые столбы. Например, в бостонском Музее науки демонстрируется видеоклип колыбельной Summertime («Летняя пора») из оперы Гершвина «Порги и Бесс». В зале почти полная тишина, но трое слушателей, стоящие перед экраном, не пользуются наушниками. Они стоят в зоне действия трех направленных излучателей Audio Spotlight, поэтому первый слышит лишь трубу, второй скрипку, а третий вокалиста. Остальные посетители не слышат ничего. Разработала технологию компания Holosonic Research Labs. Разработка Holosonic — это набор небольших ультразвуковых излучателей, расположенных на одной панели диаметром около полуметра. Длина волны изучаемого ультразвука много меньше размеров динамика, поэтому волны излучаются узким «столбом». Если приложить к Audio Spotlight ухо, то мы не услышим ничего — излучаемый звук лежит в диапазоне от 40 до 80 кГц (средний человек воспринимает звук частотой до 20‑кГц). Но по мере распространения в воздухе (примерно через полметра) за счет нелинейных эффектов происходит появление «заложенных» в ультразвуковые импульсы слышимых частот, причем с качеством Hi-Fi. Из-за высокой стоимости излучателей системы закупаются пока только крупными музеями и выставочными залами (посетители соседних стендов не мешают друг другу) и торговыми центрами для локальной рекламы. Однако, вполне возможно, в скором времени можно будет смотреть дома боевик и чувствовать себя в гуще событий, не мешая спать не только соседям по подъезду, но и по дивану. В конце концов, читая пять лет назад про технологию «звукового прожектора», мог ли я подумать, что скоро такой прибор поселится у меня дома!
Автор — главный редактор журнала «Популярная Механика»