К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Команда мечты


Чемпионы приносят тренерам и менеджерам большие деньги. Но чтобы увидеть эти деньги, чемпиона еще нужно вырастить

Своим «Трудом»

С основателем детской футбольной школы «Ника» мы беседуем в столовой его школы. С улицы доносится скрежет строительного крана: за футбольным полем строится новый спорткомплекс на 12 000 кв. м. «Там будет поле с подогревом, трибуны на 3000 мест, бассейн и интернат», — поясняет Назар Петросянц.

Московский стадион «Труд» Петросянц, взяв в аренду, обустраивает с 1999 года. Годом раньше он ушел с поста президента ФК «Торпедо» и решил организовать детскую школу. Со стадиона выгнали бомжей, торговцев, вывезли тысячу грузовиков с мусором, постелили новый газон и отстроили трибуны. На все ушло $1,5 млн. Откуда средства? «Поначалу вкладывал свои, — говорит Петросянц. — Потом стали брать кредиты».

Впрочем, основное преимущество его школы —  не поле и не трибуны, а тренеры. Бывший наставник сборной страны Олег Романцев тренирует ребят в «Нике», не получая, как он сам говорит, ни копейки зарплаты, по старой дружбе с Петросянцем. Кроме Романцева, с учениками «Ники» занимаются еще семь тренеров, работавших с командами мастеров. В том числе бывший тренер ЦСКА и «Крыльев Советов» Александр Тарханов.

 

Петросянц верит, что построенная им школа будет приносить доход. Классных игроков она уже приносит. Пятнадцать выходцев из «Ники» играют в Премьер-лиге. Школа обязуется тренировать учеников, кормить, одевать и возить на сборы. А взамен получает на ученика исключительные права: только «Ника» может его продать или сдать в аренду другому клубу. Петросянц утверждает, что сейчас он в основном сдает игроков в аренду и больших денег это не приносит. Проверить это невозможно: с одной стороны, стоимость аренды именитых игроков в Премьер-лиге начинается со $150 000 в год, с другой — новичков часто отдают за копейки, чтобы показать товар лицом. Если клубу игрок понравится, с его владельцем начинают более серьезный разговор.

Цену игрока, особенно в момент перехода из юношеского во взрослый состав, определить непросто. Звезду российского футбола Дмитрия Сычева, к примеру, в «Спартак» взяли «в нагрузку» к другим, как тогда считалось, более перспективным игрокам. Историй, когда «копеечный» футболист начинал играть и стал стоить дорого, в российском футболе множество. «Не так давно в Питере был за $200 000 куплен один футбольный клуб, двух игроков из него через год продали за $400 000», — рассказывает на условиях анонимности чиновник Российского футбольного союза. Недооценка и переоценка игрока в разы не редкость, ведь в России нет отлаженной и поставленной на коммерческую основу системы подготовки футболистов.

 

Петросянц ее создает. Связи тренеров «Ники» позволяют отбирать учеников из детских футбольных школ от Калининграда до Владивостока. Восемь групп юных футболистов работают как конвейер, отправляя лучших «наверх», во взрослую команду «Ники», которая играет во второй лиге. «Два-три игрока в год будет продаваться в Высшую лигу», — говорит Романцев.

После разговора главный тренер «Ники» уходит на поле к ученикам, а Петросянца уже ждут в офисе. С юга России приехал знакомый тренер предлагать «Нике» перспективного парня, рядом с ним дожидаются покупатели из Казахстана, присмотревшие себе в «Нике» игроков.

Менеджер чемпиона

Я думаю, в конце года уже будет достаточно громкий титул. А в следующем году, если все будет нормально, будем покушаться на мировой». Это говорит Владимир Хрюнов, менеджер одного из самых известных в России боксеров, чемпиона мира, Европы и афинской Олимпиады Александра Поветкина.

 

Если в любительском боксе главная для успеха спортсмена фигура — тренер, то в профессиональном — промоутер и менеджер. Профессиональный бокс куда больше похож на шоу-бизнес, чем на спорт: здесь надо уметь грамотно подать и продать себя. Правят бал знаменитые промоутеры, которых в мире не больше десятка, и если у боксера нет контракта с кем-то из них, звездой он никогда не станет. У Поветкина такой контракт уже есть — с немцем Вильфридом Зауэрландом. Заключил этот контракт как раз Владимир Хрюнов в 2005 году.

В 1990-х Хрюнов торговал компьютерами и автомобилями. Карьера Хрюнова в роли спортивного менеджера началась в 2003-м, когда его друг, подольский бизнесмен, предложил ему участвовать в необычном бизнес-проекте — организации в подмосковном Подольске боя российского боксера Сергея Степкина с уроженцем Ганы Осси Дюраном. Арендовали зал, дали рекламу, начали продавать билеты. «Степкин до этого проводил бои или где-то в клубе, или в казино. А наш результат был такой: 6000 зрителей в Подольске, сокрушительная победа Сергея в присутствии земляков над действующим чемпионом Европы», — вспоминает Хрюнов. Следующим крупным проектом стал бой тяжеловеса Олега Маскаева с британцем Джулиусом Фрэнсисом. По словам Хрюнова, турнир оказался очень успешным, потому что удалось договориться о трансляции с Первым каналом. После этого Хрюнов (его партнер в 2004-м погиб в авиакатастрофе) решил приобретать права на трансляцию и других поединков. Права на показ боев с участием российских спортсменов в Великобритании Хрюнов покупал у британского промоутера Фрэнка Уоррена (в боксерском мире он сопоставим с такими звездами, как Дон Кинг или Боб Арум).

Однако крупнейшим проектом для Хрюнова стал завершивший любительскую карьеру в боксе Александр Поветкин. Поветкин — главная надежда России на «своего» чемпиона на профессиональном ринге. У нас есть Костя Цзю, но на ринге он поет австралийский гимн, есть Николай Валуев, но он живет в Германии и немцы уже почти признали его своим, как до этого украинских братьев Кличко. Житель Чехова Саша Поветкин пока на 100% российский чемпион.

Как именно Хрюнову удалось убедить Поветкина и учредителей чеховского спортивного клуба «Витязь», в котором тренируется боксер, в своих деловых качествах, неизвестно. Но именно Хрюнов от лица Поветкина вел переговоры с промоутерами. Получил Поветкина Вильфрид Зауэрланд, который годом ранее подписал аналогичное соглашение с Николаем Валуевым. Финансовые условия контракта — секрет, как и вообще любые финансовые вопросы профессионального бокса, но в боксерских кругах уверенно называют условия контракта «очень хорошими для Поветкина», имея в виду и сумму контракта, и уровень гонораров боксера.

Больше всех на будущих боях Александра Поветкина заработает Зауэрланд. Промоутер владеет всеми правами на боксера, организует бои с его участием и «продает» их телеканалам. Как правило, деньги в боксе распределяются следующим образом. Допустим, доходы промоутера Поветкина от организации боя составят $2 млн. Из них на долю обоих боксеров придется $1 млн. Независимо от результата боя боксер, который владеет чемпионским титулом, получит 75% этой суммы, претендент — 25% (проценты могут колебаться, но чемпион всегда получает больше). Из боксерских гонораров производятся дальнейшие выплаты: менеджер обычно получает от 15% до 33% гонорара боксера, тренер — 10%. По оценкам экспертов, сейчас гонорары Александра Поветкина могут составлять $100‑000–200 000 за бой. Из этих денег Хрюнову достаются десятки тысяч. Если Поветкин станет зарабатывать миллионы, доходы его менеджера с каждого боя будут исчисляться шестизначными суммами.

 

С начала своей профессиональной карьеры Поветкин провел восемь боев, не потерпел пока ни одного поражения, но громких имен среди его противников не было. Будет ли он и дальше побеждать, станет ли звездой на телевидении, превзойдет ли популярностью Костю Цзю и Николая Валуева? Скоро мы это увидим.

Укатать до звезд

Когда подготовленный в моей школе спортсмен станет великим и начнет зарабатывать деньги, я буду иметь с этого проценты — так объясняет смысл существования своей спортивной школы чемпионка мира и серебряный олимпийский призер по танцам на льду Ирина Лобачева. Ее муж и партнер по выступлениям Илья Авербух давно научился делать деньги на фигурном катании: созданное им ледовое шоу гастролирует по стране четвертый год. Каждое выступление приносит организаторам $50‑000 и больше, утверждают собеседники Forbes, знакомые с кухней этого бизнеса. Сам Авербух о доходах предпочитает не говорить, названную цифру не подтверждает и не опровергает.

В отличие от Авербуха его супруга только строит бизнес. Ее школа открылась в Москве полтора года назад на арендованном льду спорткомплекса «Центральный». По абонементам (1800 рублей в месяц) набрали около 200 детей, лучшие из них со временем переместились в бесплатную группу, с которой Лобачева «работает на результат». «Моя цель — вырастить олимпийских чемпионов», — утверждает чемпионка мира. Сейчас в «отборной» группе 20‑детей, а всего в школе, включая недавно открывшиеся филиалы в Волгограде и Екатеринбурге, занимаются почти 500 девочек и мальчиков.

В подготовку юных дарований Лобачева вкладывает средства, заработанные вместе с супругом на ледовых шоу, и выручку от абонементов на платные занятия. «По наследству» от шоу Авербуха школе перепадает и кое-какое оборудование. Например, воспитанники филиала в Волгограде тренируются на оставленном после шоу мобильном катке: стационарного искусственного катка в городе, где когда-то начинали путь к олимпийскому золоту Евгений Плющенко и Максим Маринин, нет с середины 1990-х. Ежегодные расходы на выступления, ледовую площадку, костюмы и хореографов для будущей звезды Лобачева оценивает в $80 000–150 000 в зависимости от возраста. Доходов школа пока не приносит. «Мы работаем на будущее, постепенно фигурное катание в России будет становиться бизнесом», — уверен Авербух.

 

В чем бизнес? На Западе тренер получает 30–50% от доходов фигуриста. В России тренер, работающий по индивидуальному контракту, как правило, также имеет 30% всех доходов своего воспитанника. От выступлений спортсменов в серии Гран-при еще 10% забирает национальная Федерация фигурного катания. Впрочем, спортивные гонорары — это совсем немного. За победу на этапе Гран-при, например, сейчас платят $18 000. После вычета налогов эта сумма делится между Федерацией, самим спортсменом, тренером, хореографом, костюмерами... Основной заработок фигуриста — ледовые шоу. Одно выступление в подобном мероприятии в России приносит спортсмену от $300 до $25 000, в США — от $5000 до $30‑000. Гонорары выдающихся спортсменов могут достигать и $150 000 за одно выступление и больше. В апреле этого года в США начался тур ледового шоу (оно продлится до августа), в котором участвуют чемпион Олимпиады в Турине Евгений Плющенко и самая титулованная фигуристка Европы Ирина Слуцкая. По оценкам их агента Ари Закаряна, на ледовых и телевизионных шоу Плющенко сможет заработать больше $1 млн, доходы Слуцкой будут на $200 000 меньше.

Хозяйка «Школы фигурного катания имени Ирины Лобачевой» претендует на весьма существенную часть заработков своих учеников. В ее школе будущие доходы парных фигуристов по договору с тренером будут делиться на троих, у «одиночек» тренер будет забирать половину.

Когда хозяйка школы начнет получать прибыль? Очень и очень нескоро. В «перспективной» группе Ирины Лобачевой сейчас занимаются дети от 10 до 13 лет, уже в этом году они начинают выступать на чемпионатах страны, но великими юные дарования могут стать только лет через восемь–десять.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+