К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Где эта улица


Пираты мешают продавать электронные 
карты городов? Александр Сысоев придумал, как их перехитрить

Спросите жителя Новосибирска, где ближайшая химчистка или мебельный салон, и, возможно, он скажет вам: «Надо посмотреть по «ДубльГИСу». Владельцу компании «ДубльГИС» Александру Сысоеву такой ответ греет сердце. И вряд ли он обижается, что в интернет-форумах название его торговой марки пишут теперь с маленькой буквы. Если имя стало нарицательным, значит, оно популярно.

За последние два года компьютерная программа «ДубльГИС», совмещающая карту города со справочником коммерческих организаций, и вправду стала в Новосибирске хитом. По данным Сысоева, в городе ею пользуются уже 400‑000 человек. Распространяется программа бесплатно: можно заказать доставку диска курьером или скачать свежую версию через интернет. Зарабатывает Сысоев на рекламодателях — информацию об адресах и телефонах он размещает в базе безвозмездно, а вот, например, за баннер или за заставку с рекламой берет деньги (2000 и 15‑000 рублей соответственно). В 2005 году выручка компании составила более $1 млн.

Сысоев полностью посвятил себя проекту электронной карты в 2004-м, когда вышел из состава учредителей компании «Техноград», созданной им в начале 1990-х вместе с коллегами-инженерами из Новосибирского электротехнического института. Собственно, придумали карту еще в «Технограде», но для этой фирмы, специализировавшейся на профессиональных геоинформационных системах, справочник был побочным продуктом. Он появился после того, как инженеры выполнили заказ телефонистов — сделали схему телефонных линий города в электронном виде. Для этого «Техноград» купил за $300 в Москве спутниковую фотографию Новосибирска. За несколько месяцев десять операторов превратили ее в рисованный план с точностью до здания. Потом еще долго пришлось убеждать чиновников, что план составлен без использования казенных карт (на карты распространяется авторское право) и не содержит секретных сведений. Зато после всей этой волокиты «Техноград» оказался с подробной картой города на руках и смог официально ее распространять. Диск с системой поиска выпустили в продажу, но довольно скоро его скопировали пираты. Тогда-то Сысоев и решил построить бизнес по принципу рекламных газет: платит не потребитель, а рекламодатель. Правда, свежие газеты подкидывают в почтовый ящик, и их волей-неволей приходится доставать. Как заставить потребителей загружать новую версию карты?

 

Сысоев придумал выход: каждые четыре месяца в программе отключаются некоторые функции (например поиск фирм), и пользователи вынуждены скачивать из интернета обновления. Кого-то это раздражает, но всем ведь хочется иметь актуальную информацию. А данные обновляются постоянно: ежедневно новосибирский офис «ДубльГИС» принимает около 50 сообщений об открытии новых фирм и об изменении данных у тех, кто уже присутствует в списке. Случаются и казусы. Три раза некие ловкачи сообщали о якобы изменившихся телефонах известных компаний, переводя их клиентуру на свои номера телефонов.

Чтобы не допускать подобное, в «ДубльГИСе» есть специальные менеджеры, которым поручено проверять закрепленные за ними районы города. Они регулярно объезжают свои участки и наносят на карту новые строения, а также обходят магазины и офисы и переписывают их координаты. Сколько людей этим занимаются, в компании не говорят. Всего же в штате новосибирского офиса фирмы 50 человек.

 

В 2004 году у разработчиков карт появился филиал в Омске. Именно тогда совладельцы «Технограда» приняли решение разделить бизнес. Вновь созданная фирма «ДубльГИС» на 100% принадлежит теперь Сысоеву и его сыну, только что закончившему тот же институт, что и отец. (Сын, хоть и числится акционером, пока работает за зарплату — он инженер-программист.)

Если в 2005-м Сысоевы распространили 123‑000 дисков, то сейчас печатается более 100‑000 каждые четыре месяца. Речь давно уже идет не об одном лишь Новосибирске. К омскому филиалу добавились офисы в Красноярске и Екатеринбурге, а карты-справочники по Новокузнецку, Барнаулу, Иркутску и еще нескольким городам распространяют и обновляют фирмы-партнеры (стать франчайзи стоит $15‑000 плюс ежемесячные отчисления). К концу 2007 года компания собирается присутствовать уже в 20 городах, хотя «реальные деньги», по признанию Сысоева-старшего, пока приносит лишь родной Новосибирск.

Чтобы увеличить продажи, предприниматель расширяет список услуг. Сомневающимся рекламодателям он предлагает разместить в программе номер личного мобильного телефона, чтобы убедиться в эффективности рекламы. Создали версию для пользователей карманных компьютеров. Потребители время от времени жалуются на неудобное меню или плохую совместимость с той или иной операционной системой — специалисты «ДубльГИСа» что-то дорабатывают.

 

Другие новосибирские программисты тоже не сидят без дела. В начале 2006 года у Сысоева появилось сразу четыре конкурента. Пока, впрочем, предприниматель не унывает: большинство новичков обзванивают его же рекламодателей — значит, не сомневаются в его успехе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+