Пираты мешают продавать электронные карты городов? Александр Сысоев придумал, как их перехитрить
Спросите жителя Новосибирска, где ближайшая химчистка или мебельный салон, и, возможно, он скажет вам: «Надо посмотреть по «ДубльГИСу». Владельцу компании «ДубльГИС» Александру Сысоеву такой ответ греет сердце. И вряд ли он обижается, что в интернет-форумах название его торговой марки пишут теперь с маленькой буквы. Если имя стало нарицательным, значит, оно популярно.
За последние два года компьютерная программа «ДубльГИС», совмещающая карту города со справочником коммерческих организаций, и вправду стала в Новосибирске хитом. По данным Сысоева, в городе ею пользуются уже 400‑000 человек. Распространяется программа бесплатно: можно заказать доставку диска курьером или скачать свежую версию через интернет. Зарабатывает Сысоев на рекламодателях — информацию об адресах и телефонах он размещает в базе безвозмездно, а вот, например, за баннер или за заставку с рекламой берет деньги (2000 и 15‑000 рублей соответственно). В 2005 году выручка компании составила более $1 млн.
Сысоев полностью посвятил себя проекту электронной карты в 2004-м, когда вышел из состава учредителей компании «Техноград», созданной им в начале 1990-х вместе с коллегами-инженерами из Новосибирского электротехнического института. Собственно, придумали карту еще в «Технограде», но для этой фирмы, специализировавшейся на профессиональных геоинформационных системах, справочник был побочным продуктом. Он появился после того, как инженеры выполнили заказ телефонистов — сделали схему телефонных линий города в электронном виде. Для этого «Техноград» купил за $300 в Москве спутниковую фотографию Новосибирска. За несколько месяцев десять операторов превратили ее в рисованный план с точностью до здания. Потом еще долго пришлось убеждать чиновников, что план составлен без использования казенных карт (на карты распространяется авторское право) и не содержит секретных сведений. Зато после всей этой волокиты «Техноград» оказался с подробной картой города на руках и смог официально ее распространять. Диск с системой поиска выпустили в продажу, но довольно скоро его скопировали пираты. Тогда-то Сысоев и решил построить бизнес по принципу рекламных газет: платит не потребитель, а рекламодатель. Правда, свежие газеты подкидывают в почтовый ящик, и их волей-неволей приходится доставать. Как заставить потребителей загружать новую версию карты?
Сысоев придумал выход: каждые четыре месяца в программе отключаются некоторые функции (например поиск фирм), и пользователи вынуждены скачивать из интернета обновления. Кого-то это раздражает, но всем ведь хочется иметь актуальную информацию. А данные обновляются постоянно: ежедневно новосибирский офис «ДубльГИС» принимает около 50 сообщений об открытии новых фирм и об изменении данных у тех, кто уже присутствует в списке. Случаются и казусы. Три раза некие ловкачи сообщали о якобы изменившихся телефонах известных компаний, переводя их клиентуру на свои номера телефонов.
Чтобы не допускать подобное, в «ДубльГИСе» есть специальные менеджеры, которым поручено проверять закрепленные за ними районы города. Они регулярно объезжают свои участки и наносят на карту новые строения, а также обходят магазины и офисы и переписывают их координаты. Сколько людей этим занимаются, в компании не говорят. Всего же в штате новосибирского офиса фирмы 50 человек.
В 2004 году у разработчиков карт появился филиал в Омске. Именно тогда совладельцы «Технограда» приняли решение разделить бизнес. Вновь созданная фирма «ДубльГИС» на 100% принадлежит теперь Сысоеву и его сыну, только что закончившему тот же институт, что и отец. (Сын, хоть и числится акционером, пока работает за зарплату — он инженер-программист.)
Если в 2005-м Сысоевы распространили 123‑000 дисков, то сейчас печатается более 100‑000 каждые четыре месяца. Речь давно уже идет не об одном лишь Новосибирске. К омскому филиалу добавились офисы в Красноярске и Екатеринбурге, а карты-справочники по Новокузнецку, Барнаулу, Иркутску и еще нескольким городам распространяют и обновляют фирмы-партнеры (стать франчайзи стоит $15‑000 плюс ежемесячные отчисления). К концу 2007 года компания собирается присутствовать уже в 20 городах, хотя «реальные деньги», по признанию Сысоева-старшего, пока приносит лишь родной Новосибирск.
Чтобы увеличить продажи, предприниматель расширяет список услуг. Сомневающимся рекламодателям он предлагает разместить в программе номер личного мобильного телефона, чтобы убедиться в эффективности рекламы. Создали версию для пользователей карманных компьютеров. Потребители время от времени жалуются на неудобное меню или плохую совместимость с той или иной операционной системой — специалисты «ДубльГИСа» что-то дорабатывают.
Другие новосибирские программисты тоже не сидят без дела. В начале 2006 года у Сысоева появилось сразу четыре конкурента. Пока, впрочем, предприниматель не унывает: большинство новичков обзванивают его же рекламодателей — значит, не сомневаются в его успехе.